Размышления об инновациях. Обзор игры Кассиопея

Коробка с игрой Кассиопея

В наше время сложилась тенденция все чаще использовать узкие по своей смысловой нагрузке слова, порой вопреки их значению. В первую очередь этим грешит реклама и маркетинг, за которыми старательно следуют остальные. Многое у нас моментально становится легендарным, гениальным, инновационным и эпичным (сюда же можно добавить и распространенное определение культовый). Пускай исполнитель записал только один альбом, который пришелся по вкусу придирчивой публике, но на него уже старательно вешают ярлык гениальный. Студия выпускает успешный фильм, и спустя немного времени его, не моргнув глазом, называют легендарным. Крупная компания выпускает очередную модель в своей бесконечной серии, и продукт заранее подают как инновационный. Так слова, обозначающие конкретные и довольно специфические понятия, превращаются в разменную монету и мельчают.

«Чего это его понесло на такие рассуждения?», — спросит удивленный читатель – «И какое отношение подобная демагогия имеет к настольным играм?» С одной стороны, никакого, просто навеяло. С другой же, отношение самое прямое. Дело в том, что предметом нашего сегодняшнего разговора будет игра «Кассиопея», выпущенная компанией «Hobby World» в начале 2019 года. Если присмотреться, то в нижней части лицевой стороны коробки расположилась достаточно громкая надпись – «Инновационная игра для покорителей космоса». Интригует? Несомненно. Но насколько подобное утверждение соответствует действительности? Вот с этим мы и попробуем разобраться.

Мы наш, мы новый мир построим

Согласно краткой сюжетной вводной человечество успешно заселило Солнечную систему. Но этого людям показалось мало, поэтому их взоры вскоре устремились дальше. В качестве потенциального места дальнейшей колонизации они выбрали созвездие Кассиопеи, включающее в себя ряд систем с пригодными для терраформирования планетами. Теперь каждый игрок должен встать у руля собственной экспедиции, основная задача которой – сделать пригодными для жизни семь планет, входящих в каждую из систем.

Планеты, которые предстоит колонизировать

Средства, выданные вам для такой серьезной задачи, довольно скромные, но эффективные. Каждый игрок получает семь карт, составляющие его систему, и выкладывает их «дикой» стороной вверх. В центре стола располагаются карты специалистов, призванных помочь в этом непростом деле покорения космоса. Количество задействованных профессионалов в различных направлениях деятельности может разниться в пределах от 6 до 8 в зависимости от количества игроков и их предпочтений. Карта каждого специалиста двусторонняя и предлагаемые ею эффекты отличаются друг от друга. Правда, не сильно.

Карты специалистов

В качестве пособников в деле терраформирования выступают миплы, которых вам надлежит выставлять на карты специалистов, а также жетоны нескольких видов ресурсов – от монет до клеток, используемых для «оплаты» преобразования планеты.

Компоненты игры Кассиопея

Как играть в «Кассиопею» я расскажу на примере одного раунда. Вначале все игроки выставляют своих миплов на карты специалистов (разумеется, на одну карту можно поставить только одну деревянную фигурку). После этого – и здесь интересный момент – меняется очередность: свой ход первым совершает тот игрок, который занял специалиста, стоящего раньше тех, что выбрали другие.

В порядке хода игрок сначала забирает все монеты, которые находятся на выбранной им карточке (монеты выкладываются в конце раунда на невыбранных специалистов). Затем ему необходимо решить: либо он использует эффект специалиста, либо покупает за монеты 1 единицу любого вида ресурса по соответствующему курсу. На следующем этапе, если игрок располагает необходимыми средствами, он может терраформировать одну планету в своей системе. Для этого он выплачивает стоимость преобразования планеты, указанную на карте СЛЕВА от той, что он собирается перевернуть (а после выполнения данной операции стоимость следующей в системе планеты повышается). И последнее, что нужно сделать – это снять мипла с карты специалиста и поставить его рядом с ней, обозначив конец хода, а также для напоминания о своем выборе.

Затем такие же действия выполняют оставшиеся игроки. После того, как все походят, использованные в раунде специалисты переворачиваются другой стороной, таким образом открывая другие их эффекты. Игра незамедлительно заканчивается, как только кто-то из игроков терраформирует седьмую планету в своей системе.

О дивный новый мир

Снова ненадолго вернемся к понятию инновация и скажем пару слов о ее официальном значении. Если посмотреть в ряде словарей и на просторах Интернета, то в русском языке этот термин означает введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт или процесс. Именно с учетом этого толкования я и попробую описать свои впечатления от «Кассиопеи». Итак, что интересного, нового и/или улучшенного предлагает нам игра?

Планеты обладают особыми свойствами

Пожалуй, самым очевидным нововведением можно назвать повсеместное использование двухсторонних карточек. В этом плане «Кассиопея» получается достаточно инновационной, стоит это признать. Лично мне даже сложно сходу назвать другую игру, использующую подобную механику (не исключено, что такие есть, и читатели смогут указать мне на мое незнание). Двусторонними здесь являются все карточки: и специалистов, и планет, и логистики, и спутников/станций/транспорта.

Что нам это дает? Например, в зависимости от стороны, эффекты базовых специалистов распространяются на одного или всех игроков, правда они очень простые и сводятся к получению того или иного типа ресурсов. Остальные специалисты уже немного поинтереснее по своим свойствам и позволяют, скажем, отобрать часть ресурсов у другого игрока, купить артефакт странников, выступающий своеобразным джокером, или приобрести станцию или спутник, дающий дополнительные эффекты.

Еще вокруг двусторонних карт строится другой любопытный игровой момент – логистика. По своей сути она проста – если логистика является оптимизированной, то игрок получает небольшой дополнительный бонус, чаще всего одну единицу ресурса. Как понять, что логистика оптимизирована? Для этого нужно смотреть на соответствующий значок, изображенный в нижнем правом углу каждой карты планеты: красный цвет означает Марс, синий – Землю. Если в вашей системе большая часть значков того или иного цвета, и этот цвет совпадает с тем, что показывает отдельная карта, изображающая марсианскую или земную базу снабжения, то игрок получает бонус, указанный на различных картах. В принципе, подобная идея мне показалась довольно любопытной, так как она добавляет еще один фактор, за которым стоит следить в процессе игры.

Активация специалиста

Не менее интересно идея двусторонних карт используется различными станциями и спутниками, которые добавляются в игру в случае появления специалистов «Капитан/Интендант» и «Диспетчер/Комендант». Эффекты этих объектов варьируются от простого получения единицы какого-либо ресурса в начале раунда до введения условий, изменяющих правила игры. Например, есть карта «Станция-планета», позволяющая выиграть при терраформировании 6 планет вместо обычных семи. Или, допустим, «Зараженная станция», которая автоматически запрещает вашу победу вне зависимости от количества перевернутых планет до тех пор, пока она находится у вас. При этом на другой стороне этой карты находится солидный бонус, ради которого можно и рискнуть, однако надо понимать, что коварный соперник может перевернуть ее обратно плохой стороной. Появление таких карт добавляет напряженности, особенно в конце партии, и привносит элемент своеобразного перетягивания одеяла между игроками.

Да, и хоть подобное сложно назвать инновационным, еще мне понравилась плавающая очередность хода, определенно добавляющая долю осмысленного планирования своих действий.

Немного скажу о недостатках. В общем-то, первым из них, пожалуй, можно назвать правила, по крайней мере, в их текущей редакции. Понятно, что это можно называть минусом до тех пор, пока издатель не выпустит доработанную версию. Общие положения излагаются доходчиво и понятным языком, не вызывая никаких вопросов. Претензии возникают, когда вы пытаетесь отыскать пояснения различных нюансов. Часто приходится руководствоваться собственными догадками и трактовкой инструкций на картах. Для наглядности приведу пример.

Скажем, один игрок рискнул взять уже упомянутую «Зараженную станцую» ради ее бонуса на хорошей стороне. Затем кто-то другой переворачивает ему эту карту плохой стороной, и теперь владельцу карты остается либо вновь перевернуть ее, либо передать станцию кому-то еще. Тем временем второй игрок, который уже терраформировал 6 планет, поставил своего мипла на «Коменданта», чтобы взять «Станцию-планету». Владелец «Зараженной станции», который ходит раньше, понимает коварность плана, потому в конце своего хода передает станцию второму игроку, заплатив две монеты. Таким образом, второй игрок берет «Станцию-планету», но теперь не может выиграть. Сбросить «Зараженную станцию» ему  удается только в свой следующий ход. А теперь вопрос: он выигрывает тут же, как только передает препятствующую победе станцию другому игроку, или в свой следующий ход? С одной стороны, вроде бы и понятно, а с другой – закрадываются сомнения насколько это правильно и соответствует задумке автора.

Но, если честно, все это мелочи, потому что проблема (если ее так можно назвать) «Кассиопеи» в другом. Несмотря на необычную механику, использующую двусторонние карты, игра не предлагает каких-то откровений. Играется она с умеренным удовольствием и не вызывает восторгов. Несмотря на очень неплохие идеи, заложенные в ней, игра оставляет ощущение простоты и незамысловатости. И выходит так, что наличие инноваций априори не делает саму игру инновационной, подтверждение чего мы здесь и видим. «Кассиопею» правильнее описать как усложненный филлер, который скорее подойдет для спокойных семейных посиделок. Здесь все протекает равномерно, никто не остается без ресурсов, а планеты исправно терраформируются одну за другой. Только в конце может возникнуть небольшое толкание локтями, но и это будет протекать культурно. И получается, что определению понятия инновация игра соответствует только частично, ведь особого улучшения процесса не видно.

Мне кажется, что автор «Кассиопеи» нашел хорошую идею, но пока ему не удалось раскрыть ее потенциал. Возможно, игра заблистает новыми красками после выпуска дополнения, но, учитывая наши рыночные реалии, подобного если и стоит ожидать, то нескоро. Тем не менее, «Кассиопея» может найти своего покупателя, так что будет уместным поздравить «Мир Хобби» с крепким семейным продуктом, который правда, не хватает звезд с неба, несмотря на космическую тематику. А вот людям, предпочитающим игры покомплекснее, можно только осторожно предложить попробовать «Кассиопею», но вот какая последует реакция после партии сказать уже сложнее.

Все фотографии сделаны автором обзора.

Тимур Лукиянчук

Об авторе Тимур Лукиянчук

Настольными играми начал увлекаться с начала 2018 года. По своим предпочтениям тяготею к играм европейской школы и карточным играм. Импонируют они тем, что заставляют тужиться в попытках найти оптимальный ход в сложившихся ситуациях с различной степенью нехватки средств. С не меньшим удовольствием отыграю и в среднюю по тяжеловесности игру, где требуется принимать достаточно решений в пределах часа-двух.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Простая игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.