Топ-13 настольных игр геймдизайнера Ивана Тузовского

Иван Тузовский

Ко мне уже не раз обращались с вопросами о рейтингах и оценках игр. Но, на мой взгляд, я, как автор блога, не должен рубить сгоряча, говоря, что эта игра шедевр, а вот в эту не играйте никогда, мне она не понравилась. Моя задача — рассказать о каждой из них, отметив как положительные, так и отрицательные стороны, предоставив читателям возможность сделать свой выбор самостоятельно. В конце концов, вкусы у всех разные.

Но сегодня, на радость общественности, в «Бородатом блоге» открывается новый раздел рубрики «Люди» — «Топ-10 любимых игр», в котором о своих любимых играх расскажут известные в настольных кругах персоны. Право первенства я хочу предоставить любителю и разработчику настольных игр Ивану Тузовскому.

Иван, расскажи немного о себе. С чего началось твое увлечение настольными играми?

Настольными играми серьезно начал увлекаться в 2008 году. Правда, тогда все исчерпалось ККИ — «Берсерк», «Диктатор. Контроль» и «MtG». Правда, последнюю, как ни странно, не оценил… может потому что попадались только английские издания, а английский я тогда знал чуть лучше, чем знаю зулусский :)
Потом подарил брату «Самурая» Р. Книциа, другу — «Каркассон» Клауса-Юргена Реде и понеслась. С 2011 года увлечение превратилось в легкий фанатизм, но платформенная всеядность (я очень лояльно отношусь к цифровым версиям) позволяет держать физическое количество картона дома относительно под контролем.

Я знаю, что помимо игр, ты занимаешься научной деятельностью. Пожалуйста, расскажи читателям о своей работе.

По работе сейчас я — ведущий научный сотрудник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Сам я должность с долей иронии и большой долей самокритики называю «британским ученым». Впрочем, судя по тому, что первую монографию, выпущенную, когда я еще не был даже кандидатом наук, процитировало довольно большое количество (опять же по меркам гуманитариев) людей, кому-то мои научные изыскания нужны :)

Иван ТузовскийЧто за игры ты сейчас разрабатываешь?

В активной работе сейчас 2 игры — «Акватика», которая подверглась за 3 года второй большой переделке и, надеюсь, вышла на финишную прямую и «Маленькая великая империя», движок которой доработали, но по дороге куда-то игра немножко потеряла азарт. Так что теперь думаем как расшатать баланс, чтобы играть снова стало задорно. Обе игры я чуть-чуть показывал на ГРАНИКОНЕ и надеюсь показать на Игроконе-2015, если удастся вырваться из Челябинска. Есть пара совсем замороженных проектов и два проекта, которые, наоборот, пребывают уже два месяца в стадии обдумывания концепта/механики.

Здорово, буду рад увидеть тебя на Игроконе!
Ну и, давай, наконец, перейдем к твоему топу.

Акватика

Топ 13 игр от Ивана Тузовского

Любимые игры

Без всяких долгих преамбул и предисловий я сразу брошусь судить и карать. Все, написанное далее, является одной сплошной вкусовщиной и не имеет под собой никаких ни объективных, ни даже хотя бы формальных оснований, поэтому фразу «Жители ПичТриз, Мама – не закон…» и т.д. я произносить не буду. Поехали!

После всех колебаний я все-таки поставил на первое место «Race for the Galaxy». Она практически совершенна: совершенно невероятная для карточного евро атмосферность, отличные комбо, множество вариантов действий, возможность игры на блефе и дедукции, хитрое (но глубоко запрятанное) взаимодействие между игроками, космическая тема. Честно говоря, даже у базы, как по мне, есть только один момент, который я бы изменил, будучи ее геймдизайнером. Это то, что улучшения-«шестерки» затасованы в общую колоду. Я бы их выделил в отдельный класс и сделал доступными для покупки любым игроком в любой момент. К сожалению, попробовать этот хоумрул в деле пока не удается, так что не возьмусь утверждать, что идея жизнеспособна.

Race for the galaxy«7 Wonders» пойдет на втором месте. Отличная тема, отличная механика, по сравнению с «Fairy tale» или «Голливудом» случайность несколько нивелируется при помощи разделения колоды на три части. Да, все равно, как писал кто-то на Тесере, игру можно описать фразой: «Мы строили-строили, а потом оказалось, что строить надо было совсем не то». Но, черт возьми! Мне она просто нравится простотой и изяществом.

7 wonders«Новая эра» и «Имперские Поселенцы» разделили третье и четвертое место. Уже столько сломано копий, что даже повторяться не хочется. Но мне эта парочка нравится тем, что на одном и том же движке создано, по сути, две абсолютно разных игры, дающих абсолютно разный фан. И это здорово.

New eraЯ обожаю постапокалипсис и обустраивать города, обожаю кризисный менеджмент ресурсов и, наоборот, широту выбора и свободу действий. Они такие разные, но все-таки у нас получился threesome :)

Поселенцы«Nightfall» и «Ascension» пойдут на пятомшестом месте. Хотя и то, и то декбилдинги, но по механике-то как раз они очень сильно отличаются. Первый подкупил меня сложностью и механикой цепочек, реиграбельностью и темой, второй – темой, артом («на любителя» или в контексте сеттинга – исключительно для б-гизбранных XD), и кристальной ясностью механики.

NightfallНи того, ни другого нет в коллекции физически, поскольку им отлично живется на iPad’е, а вот партнеров по живым партиям я не уверен, что нашел бы в моей компании. Спросите, почему «Ascension», а не «Star realms»? Вроде и тема космоса мне очень нравится (но и тема богоборчества тоже), да вот сумасшедший арт «Ascension» меня цепляет, а сухие кораблики «Звездных империй» — нет.

AscensionСедьмое место достается «Small World». Да, я понимаю, что игра жутко рутинна, что топология карты скучна и неинтересна, но черт возьми! Сколько фана дарят орки-миротворцы или гиганты-мореходы, хоббиты-берсерки или тролли-купцы! Сколько откровенного и задорного цинизма в механике тотального кидалова, которое скромно называется «отправить расу в упадок»!

Small worldВосьмое место я неожиданно отдам «Kingdom Builder’у». Во-первых, должен же быть в этом топе хоть один абстракт. Во-вторых, для столь евро, что оно уже почти абстракт «Kingdom Builder» совершенен. Это Ваккарино, черт возьми! И, по крайней мере, для меня это означает что каждый нюанс, каждая деталь геймплея будет продумана до совершенства, чтобы обеспечивать удовольствие и реиграбельность. Правда, вот, ярких эмоций от игры вы почти не дождетесь. Ну и хрен с ними, зато интеллектуального удовольствия море.

Kingdom builderПожалуй, на девятое место я поставлю «Инновацию». Прошло три года и 7 попыток, прежде чем я ее наконец «распробовал» (Три года, Карл!), но когда это случилось, я в нее влюбился. У меня была мечта написать статью на тему, почему некоторые мировые хиты мы никогда бы не увидели, изданными в России. Так вот в этом существующем только в моем голове рейтинге «Инновация» стояла бы на 1 месте. Жуткая эргономика, в результате которой карточная игра из 110 карт способна занять места столько же, сколько трупики из гробика «Терры мистики», необходимость читать вслух кучу текста, замаскированная механика «take that» (точнее «Тогда огребай!»), необходимость постоянно считать и пересчитывать кучу ресурсов, совершенно имбовые возможности отдельных карт… И все же она прекрасна!

ИнновацияДесятое место я попилил между сразу двумя абсолютно разными играми, но обе они от постсоветских авторов. Это «Артифициум» Т. Шаргородского из Челябинска и «Находка для шпиона» А. Ушана из Одессы. Евро на преобразование ресурсов с открытым драфтом и шл… эээм и производственными цепочками и дедуктивная болтовня. Их объединяет только две вещи. Во-первых, выверенность и дотошность к деталям, чего не часто увидишь у «отечественных» и условно-отечественных авторов (издатель все же «Мир Хобби», попытался отмазаться я за великодержавные имперские претензии). Во-вторых, адский азарт игрового процесса. В «Артифициуме» у меня тряслись от возбуждения руки.

АртифициумВ «Находке для шпиона», когда я наконец-то выиграл шпионом (первый раз в нашей компании, кажется), успешно отмазавшись от 3 вопросов и свалив подозрения на другого игрока я орал так, что чуть не разбудил спящего сына. Так и живем, да.

Находка для шпионаВ довершение я хотел бы дать топ-3 игр, которые не стали моими любимыми, хотя должны были.

Недолюбленные игры

На первом отрицательном месте пойдет восхваляемый всеми «Эклипс». Космос, 4X, гибрид – что еще надо для счастья? Видимо, что-то еще, ведь «Затмение» меня чертовски разочаровало… Тупая боевая система, склонность к «кишковой стратегии» при игре с неагрессивными игроками, скомканный финал, разве что механика получения ресурсов и ограничения действий хороша, да строительство и модификация флота тоже была бы неплоха, коль боевка не была бы столь тупой.

EclipseНа втором отрицательном вольготно расположилась «Терра Мистика». Я люблю евро, я люблю евро без случайности, я люблю атмосферное евро, я не пугаюсь евра со сложными правилами, но когда этот евр оказывается в результате пресным чуть более, чем среднестатистическая игра Эр, нашего Книциа – это уже перебор. У игры совершенно несбалансированны количество компонентов, сложность правил (на этапе усвоения) и итоговый фан.

Терра мистикаЗамыкает антитоп с третьим отрицательном местом «Доминион». Он отвратителен, ей-богу. Может быть, допы его меняют, но за две сыгранные вживую партии я три раза чуть не уснул. За партий пятьдесят сыгранных на движке Гоко и в разные версии андроид и iOS приложений я чуть было не уснул еще раз сорок семь.

ДоминионИ в то же время это Ваккарино, которым я восторгался за «Kingdom Builder», да. Не вижу противоречия – «Доминион» также вылизан, вычищен и отлажен, продумано все, но… как поддельные воздушные шары радости не приносит.

Как говорилось в дебильных мультиках одного духовно нескрепленного производителя, «Вот и все, ребята!»

Иван ТузовскийВсе фотографии настольных игр, кроме «Акватики», взяты с сайта BoardGameGeek.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Люди, Топ 13 с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.