Во второй половине двадцатого века противоречия между капиталистическим США и социалистическим СССР достигли точки кипения, вылившись в конфронтацию, получившую название Холодная война. Мир разбился на два лагеря, ведущих борьбу за доминирование на политической арене, не последнюю роль в которой сыграли агенты внешней разведки.
В настольной игре «Агенты. Щит и меч» участникам предстоит развернуть шпионскую сеть по всему миру, добиваясь укрепления политического статуса своей державы любыми доступными средствами. Слежка, шантаж, подкуп и устранение вражеских агентов — ставки высоки, ведь на кону интересы государства!
Там я был против КГБ, а здесь я против ЦРУ!
Возглавив управление внешней разведки одной из стран, игрокам для победы предстоит набрать пять очков влияния, которое начисляется за выполнение секретных целей, успешные операции и контроль территорий. Игровое поле представляет собой карту мира, разбитую на регионы и сектора.
В зависимости от числа участников в игре будет несколько секторов: один или два сектора государств, управляемых игроками, и нейтральный сектор стран третьего мира, представленных в игре Африкой, Южной Америкой, Австралией и Океанией. На старте каждый игрок получает планшет своей страны, небольшой запас денег и одно из двух секретных заданий на выбор.
Все основные действия в игре осуществляются с помощью жетонов агентов, размещаемых на игровом поле. Разработчики придумали оригинальную механику контр-бэгбилдинга, прекрасно передающую шпионскую атмосферу. Вначале у каждого игрока есть 16 жетонов агентов с одинаковыми рубашками: 8 информаторов (печатные машинки) и 8 оперативников (пистолеты). Игроки взакрытую их перемешивают, затем берут три случайных жетона и выкладывают их на поле своей страны. Еще три жетона кладутся в личный мешок и по одному случайному жетону нужно подкинуть в мешки оппонентов — эти агенты будут работать под прикрытием. Оставшиеся жетоны агентов — ваш резерв до конца игры. Если резерв закончится до того, как кто-то наберет пять очков влияния, партия заканчивается по тайм-ауту и победа присуждается игроку с наибольшим влиянием.
Каждый ход вы берете одного агента из резерва и подбрасываете в мешок любому сопернику. За дополнительную плату вы также можете внедрить одного оперативника из запаса. Далее вы тянете один жетон из своего мешка (не важно будет он вашим или чужим) и размещаете его лицом вниз в любом месте игрового поля, активируя выбранный регион. Опционально в эту же фазу можно приобрести третий вид агентов — дипломатов. Они действуют в открытую, поэтому размещаются в отдельную область поля и обладают неприкосновенностью. Затем вы можете провести одну из четырех операций:
- Финансирование — получите деньги за каждого вашего агента в активном регионе.
- Транзит — переместите одного вашего агента из любого места игрового поля в активный регион.
- Разведка — посмотрите до трех любых жетонов агентов в регионе.
- Ликвидация — переверните любой закрытый жетон соперника, кроме жетона, выложенного вами в этом раунде. Если был вскрыт информатор, жетон отправляется в мешок его владельца, а его устранение приносит пол очка влияния и одну из трех бонусных карт агентов на выбор. А если на обратной стороне жетона оказалась иконка оперативника с пистолетом, вы не только не получаете влияние, но еще и помогаете сопернику — одну из трех карт агентов получит уже он.
Наконец, игроки проводят оперативную сводку, получая временные очки влияния за контроль тех регионов и секторов, в которых их агентов больше, чем агентов соперников. Проверка условий победы осуществляется в начале хода, поэтому если после оперативной сводки вы набрали пять очков, вам еще предстоит их удержать. И, поверьте, ваши соперники сделают все возможное, чтобы их у вас отнять!
Ваш поспел везде пострел!
Правила игры схватываются на лету, а структура хода подробно расписана на личных планшетах игроков. Поэтому уже через несколько минут участники втягиваются в процесс и начинают с азартом занимать территории и подбрасывать друг другу своих агентов. И чем дольше будет идти партия, тем больше в ваших мешках будет чужих жетонов, вытягивая которые вы каждый раз будете принимать непростой выбор — закинуть их куда подальше, чтобы не дать победное очко сопернику или отправить в самый эпицентр событий, чтобы провести там операцию? Естественно, это может быть чревато тем, что в свой ход оппонент может выложить туда же до двух своих жетонов (агента из мешка и дипломата из запаса) и перехватить у вас контроль.
Поэтому приходится работать еще и в направлении ликвидации, которая хоть и дает всего-то половину очка влияния, зато отнять его у вас уже никто не сможет. Вдобавок вы получаете солидную награду и уменьшаете присутствие агентов соперника на поле. Грамотным ходом можно и агента устранить, и территорию отбить. Но, естественно, стрелять наобум тоже не стоит, разве что в крайнем случае.
Помимо прочего, стороны конфликта отличаются особыми свойствами. ЦРУ начинает игру с большим запасом денег и одним дипломатом в любом регионе на выбор. Агенты КГБ обладают невероятной выдержкой и не выдают никакой информации врагам — против них нельзя использовать действие разведки, поэтому их ликвидация дело рисковое. Моссад начинает с двумя дополнительными оперативниками в мешке и специализируется на устранении вражеских агентов, получая дополнительные деньги каждый раз после успешной ликвидации. У МИ-6 самое гибкое свойство, которое позволяет провести особую мини-операцию сразу после выполнения основной: получить немного денег, посмотреть одного агента или совершит транзит за деньги.
После нескольких партий мне показалось, что если при игре втроем одному из игроков достается КГБ, а другому Моссад, то вся его агрессия будет направлена на третьего участника, что немного перекашивает игру не в его пользу. Поэтому рекомендую убирать из игры одну из этих сторон, если кому-то досталась вторая. На мой взгляд, в таком формате партии получаются более уравновешенными.
«Агенты. Щит и меч» отлично сочетают в себе бэгбилдинг, контроль территорий, асимметричные стороны и механику скрытой информации, создавая действительно оригинальный и ни на что непохожий игровой процесс. Благодаря накоплению постоянных очков влияния и естественному ограничению по числу раундов игра не превращается в бесконечное перетягивание каната, как это часто бывает в играх на контроль территорий. Наоборот, партии проходят настолько непривычно быстро, что кажется, будто перед тобой филлер. Я не засекал время, но, мне кажется запросто можно уложиться минут за тридцать.
Смущает только, что жетоны сделали квадратными, а не круглыми, как в карточном «Ужасе Аркхэма», «Орлеане» или «Альтиплано». Боюсь, что со временем острые углы истреплются. Круглые жетоны хотя бы капсулами для монет защитить можно. Но, возможно, это просто мое нездоровое желание упаковывать в протекторы все, что играется больше двух партий, и на деле окажется, что жетоны проживут достаточно долго.
Плюс у игры очень узкий диапазон количества игроков. «Агенты» рассчитаны строго на 3-4 участников. В правилах есть вариант игры на двоих, но по факту вы будете играть еще и с третьим виртуальным игроком. Почему, например, нет возможности игры впятером? Это очень простая и динамичная игра, в которую легко ввести новичков — расширение ей бы не помешало. И сторон конфликта хочется побольше! Понимаю, что авторов сковывают исторические реалии, но ведь асимметричные стороны это одна из сильных сторон игры. Интересно попробовать и тех, и этих.
«Агенты. Щит и меч» полностью построены на взаимодействии участников. Каждый ход вы стремитесь выровнять ситуацию на поле, не давая никому из соперников вырваться в лидеры, и укрепить собственные позиции. В процессе регулярно возникают курьезные ситуации, которые заставляют с улыбкой комментировать случившееся. Быстрые партии, разные способности сторон — редкий случай, когда игра только вышла, а уже хочется дополнений. Рекомендую попробовать.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021