Урбис (Urbis)

Славный город Урбис управляется Городским Советом, занять почетную должность главы которого мечтают все его участники. Но отнюдь не из-за заботы о горожанах или благополучии города. Коррупция и откаты добрались и до 8-битного государства!

В кулуарной борьбе за доходную должность чиновники готовы на все: лоббировать указы, невыгодные конкурентам; сносить рынки и фонтаны в чужих кварталах или, наоборот, выстраивать там свалки и кладбища, повышающие недовольство горожан. В дело идут даже городские стражники, за звонкую монету готовые отгонять любопытных от новой стройплощадки. Такими вот подковерными интригами и предстоит заняться участникам градостроительной игры «Урбис» российского автора Александра Распутина. И, как всегда, победителем будет только один — самый хитрый и везучий.


«Урбис» — первая игра ГаГи в большой коробке. Со стороны она выглядит солидно: крышку украшает живой и яркий восьмибитный город, а слоган «веселая градостроительная стратегия» внушает оптимизм. Но, как известно, размер коробки еще ничего не говорит о достоинствах скрывающейся в ней игры. И первое, что нас встречает под крышкой это холодный Питерский воздух. Подумаешь, воздух — эка невидаль! Мы, прожженые настольщики, еще и не такое видали! А вот стопка планшетов из толстого картона это что-то новенькое для ГаГи. Сделаны они, кстати, весьма добротно. Так же в коробке можно найти горку жетонов, по доброй традиции уже выдавленных и упакованных в пакет, колоду карт и полноформатную книгу правил.

Сносим парки и фонтаны, строим кладбища и храмы

Итак, перед нами настолка для 2-6 игроков, построенная на механике «take that!» или «подкинь гадость оппоненту!». Участники в роли представителей Городского Совета получат в управление по кварталу города Урбис, представленного двусторонними планшетами. На сторонах планшета имеется шкала дохода и от 10 до 12 мест под застройку. Сторона «А» вдобавок отличается участком стены с крепостными воротами и двумя локациями для стражников по обеим от них сторонам.

Сами постройки представлены в игре тайлами, которые случайным образом отбираются перед началом игры в несколько стопок, в зависимости от числа участников. Игра длится до тех пор, пока кто-либо из участников полностью не застроит свой квартал — в этом случае он немедленно побеждает, либо пока не закончатся все стопки тайлов-зданий — в этом случае побеждает игрок, набравший больше всего победных очков.

Подвох заключается в том, что здания бывают как с положительным эффектом, так и с отрицательным. А строить их можно не только у себя в квартале, но и в любом чужом — город-то общий. Постройки выходят из стопок в случайном порядке, поэтому предсказать, вытянете вы сейчас роскошную ратушу или очередную свалку невозможно. Эффекты всех построек можно свести к нескольким категориям: нейтральные здания-пустышки, постройки увеличивающие и уменьшающие доход, приносящие и отнимающие победные очки и постройки с особым эффектом.

Другая особенность градостроения заключается в том, что независимо от эффекта постройки, цена строительства зависит лишь от расположения свободного участка на планшете и варьируется от 1 до 10(12).

Помимо тайлов-зданий в игре так же имеется колода приказов Городского Совета — одноразовых карт действий, обладающих самыми разнообразными эффектами, от чрезвычайно сильных и полезных, до откровенно странных и бестолковых. Если в процессе игры колода опустеет, игра так же закончится.

Некоторые карты приказов предоставляют дополнительные места под застройку. Причем, оформители игры довольно странным образом указали стоимость строительства на этих участках — желтая монетка с числом указывает не цену, а количество золотых монет (с номиналом 5), которые необходимо потратить на возведение постройки. То есть, к примеру, цифра 2 в желтом кружочке обозначает стоимость 10. Решение, прямо скажем, неочевидное.

В свой ход каждый из участников может выполнить одно из пяти возможных действий:

  • Взять карту приказов. Игрок берет две верхние карты из колоды, смотрит их, одну оставляет себе, а вторую убирает под низ колоды. Лимит карт на руках — 6 штук.
  • Сыграть карту приказов, полностью выполнив ее условия.
  • Возвести постройку в любой части города, взяв верхний тайл из любой доступной стопки, расположив его на планшете любого игрока и выплатив стоимость строительства в казну. Все эффекты построек срабатывают сразу же при размещении.
  • Нанять городского стражника. За пять монет можно получить жетон стражника, разместив его на посту возле городских ворот или на любую постройку, как в своем квартале, так и в кварталах оппонента. Стражники, находящиеся на постройках полностью защищают их от всех игровых эффектов. Другими словами, защищенные здания нельзя ни разрушить, ни перенести.
  • Получить доход с квартала. Стартовый доход равен числу участников, но с помощью построек может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Доход не может упасть меньше 1 и подняться выше 9.

Вот, в общем-то, и все основные правила. А с различными нюансами можно ознакомиться на сайте издателя — сети магазинов настольных игр «GaGaGames».

Город-сказка, город-мечта?

«Урбис» очень простая для понимания игра. В ней нет каких-то сложных стратегий и путей развития — тянешь тайл и в зависимости от его свойств ставишь на планшет себе или соседу. Только вот реакция соседей на такие «подарки» почти наверняка будет бурной и предсказуемой. Да, это игра про гадости, слабонервных и неконфликтных просьба не беспокоить.

Но сильнее, чем конфликтность, в игре огорчают различные мелкие недоработки, которые бросаются в глаза после первой же партии. Дело даже не в балансе свойств зданий и карт приказов, а в масштабировании игры на разное число участников. При игре вчетвером-вшестером негативные постройки более-менее равномерно распределяются между участниками за счет того, что игроки сами балансируют игру, подбрасывая гадости вырывающимся в лидеры. А при игре вдвоем случайность выхода зданий превращается в снежный ком хаоса. Может так статься, что отобранные для игры тайлы практически полностью будут состоять из штрафных построек, тогда победителя определит лишь случай.

То же самое и со стартовым доходом — он масштабируется в зависимости от числа участников, и чем меньше игроков, тем меньше доход каждого. При игре вдвоем стартовый доход может быть полностью перебит всего одной постройкой. Тогда один, а то и оба игрока могут уйти в «глубокие минуса», пропуская ход за ходом в попытках скопить средств хотя бы на 1 постройку. Из-за чего в «Урбис» нужно играть минимум вчетвером. Либо как-то хоумрулить правила, заранее отбирая постройки для игры и увеличивая стартовый доход.

Карты приказов, позволяющие получить дополнительное место под застройку, тоже реализованы довольно странно, так как нужен дополнительный ход, чтобы разместить на них здания. Из-за чего дешевые локации сразу же будут застроены подброшенными соседями кладбищами, виселицами и арестантскими, а скопить денег на дорогие та еще задачка. Хотя исправить это можно просто разрешив размещать на них здания в тот же ход.

В общем, «Урбис» получился таким необычным «Манчкинойдом» — с победными очками и про строительство городов. Правила рассказываются за 5 минут, в игру можно завлечь до шести человек, пойдет и детям, и взрослым. Но любители стратегий вряд ли оценят ее из-за большого влияния случайности на игровой процесс.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Авторские игры, Обзор, Простая игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.