«Бородатый блог» представляет топ-10 любимых игр председателя Гильдии Разработчиков Настольных Игр и успешного автора — Юрия Ямщикова. В прошедшем году вышла игра «Экслибриум», а не так давно «GaGaGames» сообщили о подготовке к изданию новой игры Юрия про боевых роботов.
Привет, Юра! Когда нам ждать выхода твоей новой игры?
Если все пойдет по плану, то этой осенью.
На последнем Игроконе ты вместе с Надеждой Пенкрат представлял доработанную версию игры «Летающие острова», которая мне очень понравилась. Кто-либо из издателей заинтересовался этой игрой?
Да, игра сейчас неторопливо переделывается под требования заинтересовавшегося издателя.
Сколько у тебя сейчас игр в активной разработке?
Заниматься активно удается одновременно только 1-2 играми, но проектов, которые хочется сделать как всегда больше :)
Давай перейдем к твоим предпочтениям. Какие настолки ты включил в свой топ любимых игр?
Понимая, что вряд ли большому числу людей будет интересны мои игровые предпочтения, я построил свой топ исходя из того, какие игры стоит сыграть в той или иной ситуации, отдельно выделяя то, чем игра может быть интересна для разработчиков. Так же я не стал ранжировать игры по условным местам — у каждой из перечисленных игр есть своя собственная ниша, в которой она, на мой взгляд, является лучшей из всего, во что я играл.
И еще одна ремарка, которая позволит лучше понять, стоит ли обращать внимание на перечисленные ниже названия: настольные игры я воспринимаю в первую очередь как интеллектуальное развлечение. Азарт и атмосферность мне тоже нравятся, но все-таки они вторичны. Реализм в моем понимании не является самоцелью, а лишь помогает быстрее и лучше понять правила. И еще одно — мне нравится думать над игрой, но мне категорически не нравится думать над нюансами правил, то есть я люблю игры глубокие, а не “широкие”, сложность которых вызвана комплексностью правил.
И, наконец, собственно десятка игр, на которые я рекомендую обратить свое внимание (от простого к сложному).
Топ 13 игр от Юрия Ямщикова
Лучшие игры
«Сопротивление» (Resistance)
Лучшая мафиеподобная игра из всех, в которые я играл. В отличие от «Мафии» не требует ведущего, не имеет проблемы выбывания игроков и дает участникам логические, а не только психологические основания для голосования.
«Поселенцы. Основатели империи»
На мой взгляд, лучшая игра российских авторов из уже изданных. Проста в освоении, отлично сбалансирована и проработана, дает игрокам умеренное взаимодействие, разнообразит игровой процесс адекватной для семейных игр толикой случайности, для победы требует определенных умственных усилий. На мой взгляд, это тот уровень сложности и та степень взаимодействия, на которую сейчас надо ориентироваться тем, кто хочет делать сколько-нибудь серьезные игры для российского рынка.
«100 000 лет до нашей эры»
Замечательной семейной игрой является «Stone age», известный у нас как «100 тысяч лет до нашей эры». Игра довольно проста, но имеет немалую глубину и несколько стратегий, которые для победы придется комбинировать. Для разработчиков игра интересна правильным, на мой взгляд, применением кубиков, когда случайность предсказуема, более-менее контролируема и, как правило, не оказывает решающего влияния на результат игры. Во многом это связано с тем, что броски проводятся только при одном из видов деятельности, имеются «инструменты», которые позволяют добавлять очки к выпавшим значениям, а так же с большим числом используемых кубиков, на которое уже начинают действовать законы статистики, а не только слепая удача.
«Пандемия» (Pandemic)
Моя любимая кооперативная игра. В ней сочетается простота правил, которая позволяет посадить за нее новичков, с глубиной и кризисностью, которые делают игру интересной для продвинутых игроков. Для разработчиков игра полезна тем, что показывает, как создать азарт и разнообразие без кубиков, только за счет выхода карт. Кроме того, она является хорошим примером того, как за счет небольшого отличия в начальных условиях можно получать принципиально различные уровни сложности. Для совсем начинающих игроков я могу порекомендовать чуть менее сложные, но в чем-то более атмосферные «Запретный остров» и «Запретную пустыню» — игры того же автора и на той же базовой механике.
«Доминион» (Dominion)
Хотя я играю в него в основном на компьютере или телефоне, игра слишком известна, чтобы говорить о ней подробно. Хочу лишь добавить важный момент. На мой взгляд немногие поняли, что принесло игре успех. Это не колодостроение. Сколько сейчас развелось дек-, дайс-, пул- билдинговых игр и ни одна из них даже близко не приблизилась по популярности к «Доминиону». Мне представляется (и я встречал независимое подтверждение этому у нескольких хорошо разбирающихся в настолках людей), что основной секрет «Доминиона» в сочетании несложного игрового процесса с большим разнообразием доступных для игры элементов.
«Dvonn»
Среди современных абстрактных игр на двоих мне больше всего по душе «Двонн». В нем сочетается не только стратегия и тактический расчет, но и психология — не единожды мне удавалось победить, отвлекая противника от своего основного вектора атаки второстепенными ходами. Плюс, как мне кажется, игра защищена от «паралича анализа», так как не требует сверхдальнего просчета, позволяя ограничиваться лишь общим представлением о стратегическом плане (говорю об этом как победитель турнира, проводившегося в свое время питерским Игроведом).
«Герои Темных Земель» (Conquest of Fallen Lands)
Малоизвестная игра живущего в США россиянина Андрея Бураго — «Герои Темных Земель», на мой взгляд является просто учебником игрового баланса и геймдизайна в целом. Как игрок я радуюсь отличному сочетанию стратегии и тактики, простым правилам при глубоком игровом процессе и получаю удовольствие от игры практически вне зависимости от результата. Думаю, что только отсутствие сильного издателя-партнера не позволило игре стать мировым хитом.
«Энергосеть» (Power grid)
Классная современная экономическая игра, в отличие от давно устаревшей «Монополии», примитивного «Денежного потока» и подобных ему дилетантских поделок. Разработчикам имеет смысл присмотреться к изящному механизму удорожания ресурсов, одному из лучших механизмов помощи отстающим за счет изменения порядка хода, отлично продуманному механизму выхода станций и аукциона за них, а так же тому как сочетаются разные «измерения»: поле с городами, замена станций и рынок ресурсов. Кроме того, «Энергосеть» иллюстрирует то, как сильно может быть снижен порог вхождения в игру за счет реалистичных (в хорошем смысле этого слова!) и интуитивно понятных правил. В целом игра, на мой взгляд, является «state of art» геймдизайна.
«Империал 2030» (Imperial 2030)
Как и некоторые другие творения Мак Гердца (Mac Gerdts), «Империал 2030», является примером глубокой и интересной игры на нескольких игроков, полностью (!) лишенный каких-либо факторов случайности. На мой взгляд, это высший пилотаж для разработчика.
«Go»
Если говорить про классические игры, то безусловным фаворитом для меня является «Го». И это не смотря на то, что в школе я увлекался шахматами (и даже победил в турнире на разряд), а потом много и с удовольствием играл в «Риверси» и некоторые другие классические абстракты. В отличие от более простых игр, «Го» имеет очень глубокий стратегический уровень, при этом не требующий просчета на сотню ходов вперед, имеет существенно большую, чем у шахмат вариативность, позволяет играть короткие партии на уменьшенных полях, имеет вполне адекватную систему форы при игре разных по уровню игроков. Хотя, конечно, уходить в секту любителей «Го» целиком я не собираюсь, так как любые игры для меня лишь развлечение, способ отдохнуть и получить удовольствие, а не спорт или религия.
Худшие игры
Подборки нелюбимых игр я решил не делать — в конце концов, когда кто-то говорит, что такая-то популярная игра — полная фигня, это лишь значит, что он не понял ее, не разобрался что в ней есть хорошего, не осознал что зацепило других.
Большинство фотографий настольных игр взято с сайта BoardGameGeek.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021