Сегодня в «Бородатом блоге» топ-13 настольных игр Андрея Столярова, более известного в интернете как Random_Phobosis. Андрей один из журналистов портала RiotPixels, посвященного компьютерным играм. С детства интересуется настольными играми, но новый виток увлечения начался примерно в 2003 году со знакомства с эпическими играми компании «Fantasy Flight Games».
Привет, Андрей! Многие знают тебя, в основном, как автора обзоров на компьютерные игры. Как получилось, что и настольные игры стали частью твоей жизни?
Может быть, для Шекспира вся жизнь и была игра — но я так не могу. Целая жизнь — а игра всего одна, вы шутите? Моя жизнь — это очень много игр. О компьютерных играх я пишу, настольные и ролевые разрабатываю потихоньку, а бывает, и эскейп-рум сооружу.
Расскажи немного о своих разработках. Как давно ты начал серьезно разрабатывать настольные игры? Какие из твоих проектов сейчас находятся в активной стадии?
Смотря, что значит «серьезно». Я увлеченно разрабатываю настолки уже леть шесть точно. Но некоммерчески — на джемах и просто так, для себя. И я выкладывал в общий доступ очень немногие, поэтому у меня нет как такового публичного «послужного списка».
Задался целью издать настолку где-то год назад. Сейчас у меня три настолки с хорошими перспективами на издание, но они все секретные и я про них ничего не могу рассказывать :3
Надеюсь, через полгода-год свет увидят все)
С легкой руки Ивана Тузовского, после прошлого топа мы совместно с читателями решили добавить остроты, включив в топ-10 лучших еще и 3 отрицательных места. Готов ли ты поделиться своими предпочтениями, рассказав как о любимых, так и о разочаровавших тебя играх?
К играм я отношусь страстно, но пламенную любовь всегда готов сменить на жгучую ненависть. В том, что ещё вчера казалось эталоном геймдизайна, сегодня опыт позволяет разглядеть недостатки — и ещё хорошо, если это мелкие оплошности, а не концептуальные изъяны, которые отбивают охоту играть в целый жанр! Собственно, эта участь постигла многих из моих бывших любимцев, поэтому и начать хочется с топа «разлюбимых» игр.
Топ 13 игр от Random_Phobosis
Разлюбил
1. Традиционные CCG
«Magic: the Gathering» стала первой и на многие годы единственной настолкой в моей жизни, не считая всяких там «Незнаек» и «Миллионеров». И играли мы в неё не как коллекционеры-колодостроители, а как казуальные игроки в нынешние LCG: покупали один набор на всех и возились с ним, пока не надоест. И хотя с «MtG» у меня связано множество самых нежных воспоминаний, играть в неё я больше не могу. Прежде всего меня раздражает сухая бухгалтерия, из-за которой вместо интересных стратегических решений игроки заняты старательным перекладыванием жетончиков и разворотом карт, потому что если вначале дать +1/+1, а уж потом применить способность, то тогда враг получит целых 3 раза по 2 повреждения, а не 2 по 3 (что вроде бы одно и то же, но на самом деле нет, потому что если враг потом повернёт вот это, то тогда он сможет предотвратить одно повреждение из каждого удара и потеряет на 1 жизнь меньше!). К тому же, при игре своей привычной колодой все ходы давно заучены, и эти нелепые задачки на внимательность — единственное занятие игроков, всё остальное делается на автомате. Ну а то, что решения не слишком удачной в геймплейном плане «MtG» слепо копируют до сих пор, для меня свидетельствует не о её жизнеспособности, а о лени и ограниченности разработчиков CCG.
2. Традиционный америтреш
В современные настолки меня втянули вторая и третья редакция «Twilight Imperium», а также «Arkham Horror». В общем-то, первое время для меня это были синонимы понятия «настолка» (а все коробки легче трёх кило подвергались остракизму). Суть америтреша в красивых и подчас убедительных иллюзиях — передвигая сногсшибательные фигурки по очаровательным картам легко поверить, что ты действительно во что-то играешь! Потребовалось несколько лет, чтобы я понял: притворяться, что я играю в интересную настолку и воображать, будто бы мои действия не прямолинейны и очевидны, а взвешены и хитроумны, довольно занятно, но те же восемь часов можно было бы потратить на что-то действительно играбельное! А по игровой части у америтреша огромные проблемы. Я по-прежнему самоотверженно ищу «граали» идеального dungeon crawl и полноценной эпической 4х-стратегии, но найду ли их когда-нибудь?
3. Традиционные еврогеймы
Нет ничего приятней, чем обменять ресурсы по курсу 3,7 VP за штуку, когда соперники не могут получить больше, чем 3,4! Одно время меня привлекала изобретательность евро-механик (Кубики! В качестве ролей! Которые выставляются на места для рабочих! И их потом можно перекупить аукционом!), но неприкрытая абстрактность стала нагонять тоску. Больше всего меня возмущает прямолинейная переработка действий в VP, да и сами победные очки тоже порядком раздражают. Но хуже всего — абсолютно произвольные критерии начисления VP, превращающие разумную с виду игру вроде «Eclipse» в «Агрикола»-подобный набор бессмысленных с точки зрения логики, но хорошо оплачиваемых действий. Отличный пример евро-беспредела —«Steam»: любопытная экономическая база, загубленная наголову убитым скорингом.
Продолжаю любить
Одним словом, больше всего я ненавижу методичное повторение старых, набивших оскомину и давно всем известных ошибок. Может быть, именно поэтому моими самыми любимыми играми становятся как раз те, которым удаётся решить застарелые проблемы.
1. «Race for the Galaxy»
Превосходит всё, во что я когда-либо играл. «RftG» не лишена изъянов — местами она громоздка, не слишком элегантна, и к тому же даёт огромное преимущество тем, кто знает колоду, поэтому с нерегулярными игроками раскладывать её смысла мало. Однако достоинства с лёгкостью перевешивают эти мелочи. Во-первых, «Race» очаровала меня идеальным сочетанием тактики и стратегии: нужно всегда иметь продуманный план развития (а лучше — несколько), но быть готовым в любой момент его отбросить, если ситуация изменится. Во-вторых, вариативность игры просто безумна — вокруг каждой из сотен карт можно выстроить несколько принципиально разных движков, любой из которых потенциально способен привести к победе. Был период, когда примерно каждые полгода постоянных партий я осознавал, что играю неправильно, и мне открывались новые, доселе невиданные горизонты стратегической мысли. Прошло уже много лет, и хоть подобные потрясения случаются реже, но «RftG» всё равно продолжает радовать необычными ситуациями в каждой партии и потихоньку (да где же в ней всё это упрятано?!) умудряется предоставлять всё новые возможности.
2. «Сопротивление» (Resistance)
Ещё одна игра потрясающей глубины и прямо-таки неприличной хардкорности. Похожа на покемона, который рождается смешным дурнем, но если как следует раскормить — эволюционирует в жуткое чудище. Сложность «Resistance» растёт параллельно с опытом игроков и всегда опережает общий уровень компании на шаг: манит какой-нибудь задачей, а стоит её расщёлкать, как изменчивый метагейм преподносит новый сюрприз. «Resistance» — это минимум везения и львиная доля холодного, подлого и циничного расчёта. При этом игра не скупится на награду усердным и сообразительным, потому что даже незначительный перевес в силах, если надавить в нужных местах, оборачивается умопомрачительным триумфом.
3. «Находка для шпиона»
Единственная игра «про предателей», которую в нашей компании не стёрла в порошок «Resistance». Так получилось потому, что «Находка» попала в другую нишу — расслабленных и весёлых патигеймов, откуда она с лёгкостью вытеснила всех конкурентов. Да, «Dixit» можно выбросить! Популярности поспособствовал вариант собственного сочинения, который сталкивает друг с другом сразу две команды — благодаря ему мы вот уже второй год достаём «Находку» при любом удобном случае.
4. «Lords of Waterdeep»
У каждого должна быть такая игра, в которой вроде бы ничего такого особенного и нет — но уж слишком приятен каждый ход в отдельности (тактически, психологически да и просто тактильно), чтобы отказать себе в удовольствии и не сыграть ещё партийку-другую! Для кого-то это «Star Realms», «7 Wonders», «Dominion» или «Memoir’ 44», для меня — «Водо-падь».
5. «Ханаби» (Hanabi)
Или, как мы её называем, «настольная Left4Dead». У этих, казалось бы, совершенно непохожих игр на удивление много общего: они обе про доверие и взаимопонимание. Если боевой товарищ творит какую-то явную ерунду, это значит, он совсем ничего не соображает — или всё-таки у него есть план, который мы не поняли?
6. «Нейрошима хекс» (Neuroshima Hex)
Самый удачный настольный аналог компьютерных пазлов типа «собери три в ряд». «Neuroshima Hex» основана на привычном для головоломок составлении цепочек и просчёте каскадных «подрывов», но наконец-то позволяет делать это вдвоём, на одном поле и с вполне логичной системой очень тесного взаимодействия. Думаю, ей не повезло с антуражем: гикам не по душе абстрактные правила и огромное влияние случайности, а настоящую целевую аудиторию привлекло бы что-нибудь более миленькое, чем мутантские рожи.
7. «Runewars»
По списку выше никак не скажешь, но вообще-то моя любимая настольная контора — FFG. Они — единственные, чьих анонсов я жду, затаив дыхание, словно любовных посланий, и о чьих новинках мечтаю бессонными ночами. Проблема в том, что сделать играбельный америтреш крайне сложно, а потому большинство их игр хороши, только пока в них не сыграешь. Несмотря на это, многие пусть не лучшие, но просто очень хорошие настолки в моём шкафу — именно от FFG. На сегодняшний день «Runewars» держит удар лучше всех: со временем поблёкла и истёрлась, но от неё, по крайней мере, почти не отваливаются криво прикрученные куски. Кроме того, авторам «Runewars» удалось красиво решить с одну из самых распространённых и досадных проблем 4Х-стратегий — в кой-то веке у них получилось изобрести внятные цели игры.
8. «Warhammer: Diskwars»
«Warhammer Fantasy Battle» — одна из моих бывших любимиц, которую я прогнал из сердца по причине непроходимой глупости и теперь мучаюсь с зияющей на их месте дырой. Заполнить эту пустоту помогла «Diskwars» — луч цвета в тёмном царстве консервативных до зубного скрежета варгеймов. С такими правилами я бы купил её за любые деньги, но, вдобавок к тому, что игра очень хороша — она ещё и поразительно дешёвая по варгеймерским меркам.
9. «Бонанза» (Bohnanza)
Одна из самых агрессивных и безжалостных игр в правильной компании, где весёленький с виду сбор сетов может довести прямо-таки до слёз. Даже коварная «Junta: Vive el Presidente» — и та кровожадна не до такой степени.
10. “Требуются сценаристы!”
«Эй, погоди-ка, ты не можешь вписывать в топ игры, которые ещё даже не вышли!» Могу-могу, это же будущий хит. И не надо завидовать счастливчикам, которые видели игру воочию — точно так же, как и вы, я пока не могу забросать автора деньгами в обмен на заветную коробочку, так что всем нам остаётся только уповать на скорейшее издание. Разработка Романа Дуброва — сторителлинговая RPG, с помощью привычной настольной структуры тщательно замаскированная под патигейм.
Пока что сыграть в неё удаётся только на конвентах или специальных тестовых прогонах, но выследить одно из таких событий и прийти специально ради неё — стоит. «Причём тут правила? По сути все RPG одинаковы, ведь в конечном счёте все они лишь отражают воображение игроков,» — возразит скептически настроенный читатель. Ах, читатель, когда-то я тоже был юн и наивен, совсем как ты… Так-то оно так, милый друг, но сила «Сценаристов» — в её удивительной способности раскрепощать игроков, высвобождая их творческие силы на свободу с невероятной лёгкостью. Попомните мои слова: ничего подобного «Сценаристам» мир ещё не видел!
Все фотографии настольных игр, кроме «Требуются сценаристы», взяты с сайта BoardGameGeek.
Фотография прототипа игры «Требуются сценаристы» взята из группы разработчика ВКонтакте.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021