Экспресс-обзор игры Путешествия Марко Поло (The Voyages of Marco Polo)

Box_MarkoPolo_3D_0

Чуть больше недели осталось до окончания сборов на локализацию игры «Путешествия Марко Поло», которую Crowd Games планируют доставить в Россию уже в августе. Эта игра занимает достаточно высокие позиции в топе BGG и, естественно, в связи с ее локализацией, вокруг нее достаточно много шума. Игровое сообщество разбилось на две группы — одни считают «Марко Поло» хитом и игрой на все времена, другие жалуются на дисбаланс, отсутствие оригинальности и неудачные решения. Я же изначально относился к ней скептически — ни тема, ни механики меня не привлекали. Благодаря стечению обстоятельств у меня появилась возможность сыграть в нее с опытными игроками и сформировать собственное мнение, которым я и хочу поделиться.

Для начала вкратце расскажу об игре. «Марко Поло» это кубиковое евро, в котором кубы выполняют роль рабочих — они выставляются на различные ячейки игрового поля, активируя соответствующие им действия. Значения на кубиках играют существенную роль, поэтому если суммарно на кубиках у игрока выпало меньше 15, он получает компенсацию в виде ресурсов. Партия идет ровно пять раундов, основная доля победных очков начисляется за посещение городов, указанных на выдаваемых в начале игры картах маршрутов (привет, «Ticket to ride»!), за выполнение контрактов, требующих потратить набор ресурсов, и за посещение Пекина — конечной цели путешествия Марко Поло. В начале каждой партии на игровом поле так же в случайном порядке раскладываются жетоны бонусов, многие из которых позволяют выгодно обменивать ресурсы на победные очки.

Marco Polo gameplay

В целом, ничего нового. Откуда тогда столько восторгов? Мне кажется, что главная фишка игры это персонажи, которых участники по очереди выбирают в начале игры. Каждый персонаж обладает своими уникальными свойствами, которые задают определенную манеру игры. Например, есть торговец, который каждый раз бесплатно получает ресурсы, когда другие участники совершают покупки на рынке, есть путешественники Николо и Марко Поло, которые передвигаются по карте сразу двумя фишками, позволяя за один ход посетить несколько городов, есть Рашид ад-Дин Синан, который вообще игнорирует броски кубиков, просто выставляя на них любые нужные ему значения.

Character

Вроде бы здорово, каждый раз играешь по-новому, реиграбельность на высоте! Но есть и обратная сторона — возникает странное ощущение, что некоторые элементы игры тебе не нужны, словно все участники играют в разные игры. Один собирает сеты, другой прокладывает маршруты, третий строит движок по переработке ресурсов в победные очки.

Но у игры есть и другая, гораздо более важная, особенность — она абсолютно линейна и детерминирована. После того как раскладывается поле, элемент случайности практически полностью пропадает. Уже на этом этапе игра просчитывается, а опытные игроки выстраивают оптимальные маршруты для своих персонажей. «Я пойду в тот город, попутно посетив вот эти, и буду торговать там ресурсами». Все. Остальное время игрок именно этим и занимается. Да, результат броска кубиков и действия оппонентов могут внести небольшие правки, но стратегию игрока не изменят. Я такое в настольных играх не люблю.

Dices

Похожая ситуация существует и в «Цолькине» — другой игре этого же авторского дуэта. Но в «Цолькине» тебя не ограничивают определенной ролью и бонусами на карте (их там нет), ты сам выбираешь стратегию по своему вкусу — играешь либо через здания, либо через кукурузу, либо через черепа. Может получится, что несколько игроков выберут одну стратегию, возникнет конкуренция, придется вертеться, думать — это здорово! В «Марко Поло» этого нет. Поэтому она для меня застряла где-то на стыке между хардкорным евро и семейной настольной игрой. Для хардкорного евро в ней слишком существенен дисбаланс, вносимый различными раскладками карты, из-за чего одни персонажи становятся заметно выгоднее других. А для семейной игры, на мой взгляд, она перегружена действиями и нюансами — поначалу глаза разбегаются от обилия возможностей.

Вот и получается, что игра хорошо проработана, достаточно тематична и интересна, но если рассматривать отдельные ее элементы, то она во всем проигрывает своим конкурентам. В «Цолькине» глубже стратегия, в «Замках Бургундии» лучше работают кубики, а перемещения по полю интереснее в «Конкордии». И, главное, все эти игры у меня уже есть.

Фотографии игры взяты с сайта BoardGameGeek.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике С кубиками, Семейная игра, Стратегия, Экспресс-обзор с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.