Говорят, нет худа без добра. Но в мире Малифо все, что было плохим, становится еще хуже. Вы, наверное, спросите, что же это за мир такой? Это долгая история. А началось все, конечно, с магии. С каждым годом люди черпали все больше и больше из магических источников, практически полностью их опустошив. В попытках найти новые месторождения силы, сильнейшие практики попытались проникнуть в параллельную вселенную. Могущественное заклинание привело к невиданным разрушениям, но открыло Разлом – темный туннель, соединяющий два мира. Исследовательские команды, отправившиеся на изучение Разлома, обнаружили там город, похожий на наши города. Но только улицы его и дома были пусты – ни животных, ни людей. Словно все живое исчезло из этого таинственного места, называющегося Малифо. Неподалеку от города экспедиция обнаружила глубокие шахты, полные минералов, излучавших невероятную магическую силу. Так начался расцвет Малифо – в город ринулись старатели, торговцы, маги и авантюристы всех мастей. Чтобы обеспечить порядок была создана Гильдия, контролирующая использование волшебных минералов, прозванных Камнями Душ. Но с ростом города все чаще стали происходить склоки между разными его представителями. Тогда генерал-губернатор поделил Малифо на автономные территории, предоставив каждой группировке самой следить за порядком. Благовидный замысел не привел ни к чему хорошему – фракции быстро набирали силу, устанавливали собственные законы, и вражда между ними только усиливалась. Но хуже всего, что объявились Нерожденные — коренные обитатели Малифо и его окрестностей, обрушившие своей гнев на колонистов. В этом жестоком мире мы и живем, мой друг.
«Малифо» это скирмиш-варгейм с миниатюрами, то есть военная тактическая игра про противостояние небольших отрядов, представленных сборными моделями. Сражения проходят на столах размером 3 на 3 фута (приблизительно 90 на 90 см), для игры вам так же понадобится дюймовая рулетка для измерения дистанций, покерная колода карт, являющаяся визитной карточкой игры, и около десятка миниатюр.
Всех их вместе соберем
Вселенная «Малифо» представляет собой невообразимую солянку, состоящую из стимпанка, дикого запада, мистики и хоррора. Самураи, роботы, гремлины, ковбои, некроманты и безумные ученые – всем нашлось место в этом безумном мире. На данный момент в игре существует семь противоборствующих фракций, о которых я хочу рассказать поподробнее.
Центральной для сюжета игры является Гильдия, военизированная организация, подмявшая под себя власть на Земле благодаря контролю над добычей и распространением Камней Душ. Гильдия представляет правительство, обладающее неисчерпаемыми ресурсами и жестоко карающее всех, кто не подчиняется его законам. При этом только благодаря Гильдии жители Малифо могу чувствовать себя в безопасности. Войска Гильдии сильны, но довольно прямолинейны и узкоспециализированны. За счет простых механик это хорошая фракция для новичков, но опытные игроки предпочитают более интересные варианты.
Например, главных антагонистов игры — инфернальных Нерожденных, жаждущих смерти вторгшихся в их мир Землян. Герои Нерожденных очень сильно различаются между собой, но игра ведется, в основном, от манипуляций колодой карт. Эта фракция так же обладает большим защитным потенциалом, благодаря которому их не слишком живучие отряды становится крайне сложно уничтожить. Упор делается на атаки ближнего боя, а вот стрельба, наоборот, хромает.
Другие коренные жители Малифо, Гремлины, до пришествия Землян даже не имели собственной цивилизации и были скорее мелкими неразумными вредителями. Но с годами все изменилось – во всем подражая людям, гремлины стремительно эволюционировали. Их войска слабо защищены, но многочисленны и способны наносить колоссальный урон, попутно уничтожая и свои собственные отряды. А благодаря возможности призывать новые войска в бой, армия комичных зеленых человечков может превратиться в ужасающую волну, готовую смести всех противников.
Не менее опасны Воскрешатели, практикующую запрещенную Гильдией некромантию. Это очень гибкая фракция, способная адаптироваться к любому противнику за счет призыва оживших мертвецов, духов и прочих ужасающих монстров. Полчища нежити обладают разнообразными способностями и способны перемолоть отряды врагов с минимальными для себя потерями.
Арканисты сражаются с тиранией Гильдии, открывая подпольные магические школы и ведя незаконную торговлю оружием и Камнями Душ. Но за шармом революционного подполья скрываются корысть и жажда власти. Универсальные войска Арканистов будут хорошим выбором для новичков, а профессионалы могут играть от синергии моделей и хитрых комбинаций. Фракция делает упор на стрельбу, но может играть и от призыва.
Еще одним противником Гильдии является азиатский криминальный синдикат Десять Громов, включающий в себя всевозможные восточные культуры. Совмещая дань традициям и благородство с современными технологиями и жестокостью, Десять Громов добились больших успехов, проникнув во все сферы жизни общества. Персонажи фракции отличаются высокими показателями уклонения и маневренностью, самыми сильными стрелковыми атаками в игре и возможностью использовать войска других группировок, так как большинство лидеров Десяти Громов принадлежат одновременно к двум фракциям.
Есть еще Изгои, самая универсальная и разнообразная фракция, состоящая из наемников, индивидуалистов, неприкаянных душ и прочих личностей, не нашедших себя в социуме Малифо. Не удивительно, что герои Изгоев не похожи друг на друга, и зачастую могут быть наняты в ряды других фракций. Игра за Изгоев во многом строится на интересных и сложных комбо.
Тяжело в учении, легко в бою!
Набирая армию, игрок выбирает не только фракцию, но и мастера – лидера отряда, стиль игры за которых полностью отличается. Именно от мастера зависит выбор войск, апгрейды и различные бонусы.
Мастер берется бесплатно, а его команда набирается на игровую валюту – те самые Камни Душ. Стандартный формат 50 очков, это примерно 7-10 моделей. Излишки Камней Душ можно использовать во время партии, например для того, чтобы усиливать действия Мастера или защищать его от урона.
Каждый игровой персонаж представлен пластиковой моделью и карточкой с характеристиками, основными из которых являются ее боевые навыки (ближний бой, стрельба и магия), дистанция передвижения и запас здоровья. Большинство героев так же имеют уникальные способности, описанные текстом сразу под табличкой характеристик.
Интересной особенностью «Малифо» является использование колоды обычных покерных карт вместо кубиков. Игрокам не нужно зубрить таблички и заглядывать в правила, сравнивая характеристики юнитов. Все проверки проходят здесь максимально просто – тянется карта из колоды, к ней добавляется определенный параметр модели и их сумма сравнивается с суммой показателей противника или значением успеха теста. Если есть модификаторы – тянется несколько карт и из них выбирается определенный результат. А при желании вытянутую карту можно заменить картой из руки, превратив неудачу в успех. Правда, соперник тоже вправе так поступить, а запас карт на руке ограничен. Тем не менее, такая механика позволяет избавиться от тотального невезения, когда раз за разом на кубах выпадают единицы. Карты расходуются очень активно! За партию колода прокручивается неоднократно, а тянуть карты из нее куда как приятнее, чем высыпать на стол ведра кубов.
Еще один положительный момент, это победные условия игры. В «Малифо» они определяются сценариями, которых более десятка, и у сошедшихся за одним столом противников они могут быть разные. Например, задача одного держать контрольные точки, а задача другого любой ценой устранить вражеского лидера. Если вы хотите интересных и разнообразных партий, а не просто заваливать поле трупами – добро пожаловать!
Но самое интересное это то, что войска набираются уже после определения сценария, что позволяет подбирать отряды максимально адаптированные к определенным условиям. На турнире заявляется только фракция игрока, и предугадать, что на этот раз выставит на стол противник весьма затруднительно. Понятное дело, чтобы пользоваться этим, необходимо иметь большой выбор миниатюр.
Война состоит из непредусмотренных событий
И вот здесь мы подходим к недостаткам игры, таким как распределение юнитов по наборам, из-за которого придется покупать целую коробку ненужных вам моделек ради одного единственного персонажа, и совершенно нелогичной разбивке миниатюр на сегменты, о которой слагают легенды – многим фигуркам нужно отдельно приклеивать крохотные ушки, колючки и даже поля шляп.
Конечно, не обошлось и без power creep’а – тенденции выпускать новых (или фиксить старых непопулярных) персонажей, по всем параметрам превосходящим своих конкурентов, чем особенно грешит «Warhammer 40k». В последнее время так же наблюдаются определенные проблемы с балансом, из-за чего на турнирах играет очень ограниченное число билдов. Но во многом эти проблемы фундаментальны для жанра варгеймов с миниатюрами, так как первопричина лежит в желании компаний постоянно поддерживать продажи.
Игровое сообщество по «Малифо» в России живое и активно развивающееся. Не так давно усилиями компании «Автаркия Групп» при поддержке сети магазинов «GeekWars», выступающей дистрибьютором игры, была выпущена локализованная книга правил, которая должна помочь новичкам в этом хобби. Стоит признать, что «Малифо» один из лучших на данных момент варгеймов с миниатюрами, отличающийся интересными и необычными механиками. Но если вам кто-то скажет «Эй, парень, чтобы играть в «Малифо» нужен всего лишь десяток миниатюр!», помните о том, что для полноценной игры вам понадобится солидная коллекция, за которую придется отдать приличную сумму.
За помощь в написании статьи благодарю консультантов-добровольцев: Сергея Старка и Виктора «Cypher» Нелиповича.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021