ГРАНИКОН 2015: впечатления и обзоры игр

Granikon 04

Прошедшие выходные я провел в Санкт-Петербурге, на первом в России конвенте разработчиков настольных игр. ГРАНИКОН проходил в два дня, вход был абсолютно бесплатный, но только для своих — по предварительной записи. Хотя, в принципе, на мероприятие мог зайти любой желающий. Атмосфера была более чем располагающая.

Granikon 01

В «Библиотеку друзей», где проводилось мероприятие, съехались разработчики, издатели, блоггеры и заинтересованные настольщики со всей страны. Были ребята из Архангельска, Челябинска, Екатеринбурга и из других городов. В просторном помещении библиотеки расположилось достаточное количество игровых столов, отдельный зал был выделен под лекторий, а на входе посетителей встречали столы с бейджами и едой. Чай, кофе, печеньки — все для комфортного времяпрепровождения.

Granikon 02

Библиотека так же порадовала своей технологичностью — выделенной wi-fi точкой и двумя огромными мониторами, на которых выводилось расписание мероприятия и другая полезная информация. В неформальной обстановке все дружелюбно общались, знакомились, играли. Настроение участников было на высоте и с первых же минут пребывания на ГРАНИКОНе складывалось ощущение, что ты попал в дружескую компанию.

Granikon 03

Итоги ГРАНИКОНа

Это было особенно важно, вспоминая последний Игрокон, проходивший в шуме-гаме, где порой было невозможно услышать не то что собеседника — даже свои собственные мысли. Вообще, если сравнить два этих мероприятия — они кардинально отличаются друг от друга. Но оно и понятно, у них совершенно разная аудитория. Игрокон прежде всего рассчитан на рядовых игроков. Мероприятие сопровождается презентацией игровых новинок, распродажами и турнирами. Игрокон посещают тысячи людей, поэтому важно найти большой зал, продумать инфраструктуру и привлечь спонсоров, так как все это связано с высоким уровнем затрат со всеми вытекающими. ГРАНИКОН же рассчитан на узкую группу людей — гиков. Соответственно, здесь нет громкой музыки, косплееров и спонсорских игротек. Тусовка тоже совсем небольшая и, по большому счету, все, так или иначе, имеют представление друг о друге. Для меня было приятной неожиданностью, когда авторы узнавали меня и звали за собственные столы, чтобы я мог опробовать их игры.

Granikon 31

И пока на Игроконе обсуждаются новинки, о выходе которых можно узнать задолго до мероприятия из новостных лент игровых сайтов, на ГРАНИКОНе можно поиграть в прототипы игр, которые могут появиться в магазинах спустя несколько месяцев. А еще это отличная возможность пообщаться с издателями, послушать советы опытных геймдизанейров и лекции о балансировке игр, затратах на их выпуск и факторах, влияющих на продвижение.

Granikon 30

Приятно, что у отечественных геймдизайнеров наконец-то появилась прекрасная возможность протестировать свои игры в компании других разработчиков, выслушав их отзывы и советы. А так же показать свою игру напрямую издателям, которые стали проявлять живой интерес к авторским играм. Особой популярностью пользовались оформленные прототипы — даже предварительный, черновой дизайн притягивает взгляд, что хорошо сказывается на количестве желающих опробовать игру. Мною так же были замечены некоторые «последние тенденции» в настольных играх. Во-первых, геймдизайнеры продолжают искать новые методы использования карт, делая их двусторонними, что увеличивает вариативность и позволяет игроку делать выбор, строя более гибкую стратегию, или открывают для них новые сферы применения. Во-вторых, заметен повышенный интерес к модификации игровых кубиков и новым механикам с привязкой определенных действий к их броскам.

Granikon 33

Ну а теперь, кратко о тех играх, в которые мне удалось поиграть.

Новинки авторских настольных игр

«A Little Great Empire» Ивана Тузовского и Антона Худякова
Своеобразное развитие идей «Восьмиминутной империи» — глобальная евро-стратегия про основание и развитие городов и войны с коротким временем партии. Главная особенность игры, как раз, в кубиковой механике. Каждый ход игроки бросают несколько кубиков, значения граней которых жестко привязаны к определенным действиям.

Granikon 06 A Little Great Empire

При этом два любых значения можно обменять на одно нужное. Нерастраченные действия разрешено сохранять, получая определенный маркер, который можно использовать в последующих ходах. Так же можно увеличить число бросаемых кубов, возводя новые города. Победные очки начисляются как по ходу партии, так и после нее, путем подсчета достижений игроков.

Granikon 05 A Little Great Empire
На мой взгляд, «A little great empire» это добротный еврогейм с оригинальной механикой и большим выбором действий для игроков, вполне готовый к изданию.
На конвенте так же была представлены еще две игры дуэта авторов: «Архипелаг» и готовая к изданию «Акватика».

Granikon 26 Aquatica

«Как казаки Сибирь покоряли» Ивана Лашина
Еще один еврогейм, посвященный завоеванию Сибири казаками. Каждый игрок передвигает по полю фишку своей армии, совершая набеги на города и получая в них ресурсы. Каждый вид ресурсов приносит разное количество победных очков, а игроки собравшие наибольшее количество этих ресурсов получают дополнительный бонус. Победные очки так же начисляются за завоеванные города, причем если город уже был ранее завоеван другим игроком, его осада будет проходить легче, но и принесет меньше очков. В игре используется гибкая механика расчета силы армии игроков — успешные вторжения в города ханства увеличивают боевой дух и силу, но при этом, чем больше товаров набирает армия, тем менее мобильной она становится, теряя свою силу. Но главная фишка игры в игровом поле, состоящем из карточек, которые располагаются совершенно в хаотичном порядке. Игроки просто разбрасывают карты по столу, естественным образом формируя ландшафт местности. Настоящий кошмар перфекциониста! Зато игра выглядит необычно и каждый раз вызывает вопросы «А что это тут у вас происходит?»

Granikon 08 Kak kazaki sibir pokoryali
Иван уже долгое время работает над игрой, она хорошо сбалансирована, интуитивно понятна и использует ряд оригинальных механик. Поэтому совершенно заслуженно получает награду как «самая лучшая семейная игра» по итогам конвента.

Granikon 07 Kak kazaki sibir pokoryali

«Комитет 300. Инфильтрация» Селезнева Константина
Миплплэйсмент с аукционом на тему мирового правительства. Участникам предстоит засылать миплов-шпионов, добиваясь лояльности различных учреждений и организаций. Игроки отправляют шпионов по очереди, а карточку организации получает участник, выславший больше всех шпионов. Если другие участники так же делали ставки на эту карту, их шпионы простаивают, поэтому важно понимать какие карты будут занимать оппоненты и каким количеством миплов в данный момент они располагают.

Granikon 09 Komitet 300

Разнообразия добавляют четыре трекера влияния: ООН, советский союз, шпионские организации и комитет 300. Можно так же одержать досрочную победу, дойдя до конца любого из трекеров. В игре так же есть персональные задания, при выполнении которых не только начисляются победные очки, но и меняются правила игры. Например, увеличивается минимальное количество шпионов, которых необходимо отправлять на каждое задание. Или игрок получает скидку на внедрение агентов в организации определенного типа.

Granikon 10 Komitet 300
В целом, весьма интересная игра на политическую тематику, которую, по словам автора, можно переложить на любой другой сеттинг. Меня она как раз привлекла атмосферой и отсылками к различным историческим событиям, но, боюсь, что подобная тематика в ближайшее время не будет востребована в России. А при смене сеттинга игра может растерять свой шарм. В игровом плане «Комитет 300» так же пока еще имеет некоторые неоднозначные моменты, на которые стоило бы обратить внимание. Это и возможное затягивание игры, когда на аукционе представлены неинтересные лоты и игроки либо торгуются за отдельные карточки спецопераций, либо вовсе пропускают ходы, пополняя запас миплов. И некоторая несбалансированность заданий, когда одному игроку на руку может попасть четыре сложных, порой противоречащих друг-другу задания, а другому четыре легких, которые он выполнит в начале игры и получит существенный бонус. Стартовый драфт явно бы не повредил.

Granikon 11 Komitet 300

«В атакуу!» Олега Безноздрева
Веселая карточная игра, в которой игрокам силами орков, гоблинов и нежити предстоит осаждать замок людей, попутно подкидывая друг другу гадости.

Granikon 12 V atakyy

Интересное псевдо-PvE, в котором игроки вроде бы объединены общей целью, но при этом каждый стремится победить, нанеся крепости как можно больше урона в одиночку. По уровню сложности и толстому юмору напоминает «Манчкин», но играется совсем по-другому. Главная особенность в том, что представители каждой игровой расы недолюбливают одних своих союзников и боятся других. Используя схему «камень-ножницы-бумага», игрокам предстоит максимально эффективно компоновать армию, чтобы она не разбежалась до начала атаки.

Granikon 34 V atakyy
Я считаю, что у игры неплохие шансы быть изданной — она простая, забавная, у нее хорошая тематика и она может стать достойной заменой тому же «Манчкину».

«Мыши!» Артема Платонова
Карточная игра, в которой участникам с помощью котов предстоит защищать от мышей персональную коллекцию произведений искусства.

Granikon 14 Mouses

В игре три цвета карт различного номинала, каждая из которых обладает двумя сторонами — на одной изображена кошка, на другой мышка. Карты кошек защищают от карт мышей того же цвета и обладают определенными способностями. Красные позволяют совершать набеги мышей на галереи соперников, зеленые восстанавливают собственные картины, а синие позволяют менять карты картин и котов других игроков. Достаточно динамичный филлер, который может помочь детям в изучении живописи. Но в игре еще есть что править.

Granikon 13 Mouses

«Мосты» Леонида Горабчева, которую представляли Дмитрий и Максим
Одна из самых популярных у тесторов игр. Сказывается и большое красочное поле в стимпанк антураже и стильная коробка, и общая «олдскульность» оформления. «Мосты» это игра-бродилка про сбор артефактов, действие которой происходит на летающих в небе островах, соединенных мостами. Игроки могут вращать мосты, создавая новые пути или препятствия для остальных участников.

Granikon 15 Bridges

В «Мостах» так же используются карты заклинаний, позволяющие совершать различные действия — спринт по прямой, заморозку одного из мостов на несколько ходов, кражу артефакта у соперника и даже его убийство. У игры хорошие шансы на издание, она подходит для начинающей аудитории, но при этом и я бы с радостью сыграл в нее еще несколько раз — есть в ней что-то такое притягательное.

«BierDeckel Wars» Василия Рединского
Оригинальная дуэльная игра «для пивной», в которой в качестве основного игрового компонента используются двусторонние подставки под пивные кружки, а сами кружки или их жетоны усиливают персонажей, изображенных на подставках.

Granikon 18 BierDeckel Wars

У игры есть что-то общее с пятнашками, она хорошо оформлена и подойдет любящим выпить поклонникам фентези. У меня, например, есть знакомые, которые бы оценили эту игру. «BierDeckel Wars» — хороший пример оригинального геймдизайна.

Granikon 17 BierDeckel Wars

«Отряд» Сергея Притулы
Карточная игра с планшетами, в которой игроки формируют отряды из различных существ, совершая атаки друг на друга. Первый ряд формируют воины ближнего боя, во втором ряду располагаются маги и волшебники, защищенные впередистоящими бойцами.

Granikon 19 Otryad

Каждый персонаж обладает уникальной способностью и принадлежит к одной из восьми стихий. Отряд должен формироваться таким образом, чтобы в нем не было воинов противоположных стихий. Оригинальная, но не до конца раскрытая идея с механикой боев, напоминающей компьютерные «Disciples».

Granikon 20 Otryad

«Orange Quest» студии «Муравей»
Карточная игра по мотивам комикса «Orange life». Участники управляют одним из персонажей комикса, путешествуя по миру игры, собирая различную экипировку и конфеты — игровую валюту, являющуюся победными очками. В игре есть PvE битвы с боссами и сражения между участниками. Опять же используется механика двусторонних карточек: на одной стороне изображены предметы, а на другой конфеты. Еще одно ноу-хау — деревянная монетка, использующаяся вместо привычного шестигранного кубика.

Granikon 21 Orange Quest
Игра проходит завершающую стадию тестирования, основная работа сейчас у художника, который должен оформить большое количество карточек. Игра мне понравилась, у нее уже хороший визуальный стиль, готовая аудитория и интересные механики. Буду ждать от ребят дальнейших новостей.

Granikon 22 Orange Quest

«Колониальная империя» Евгения Никитина
Карточная игра, посвященная колонизации Нового Света. В игре представлено 5 стран, отличающихся стоимостью приобретения разных ресурсов и параметрами кораблей. А игрокам предстоит перевозить товары в Европу, участвуя в морских сражениях друг с другом. Я уже тестировал эту игру с участниками московской Гильдии Разработчиков Настольных Игр, но в Санкт-Петербурге автор представил доработанный вариант Колониальной империи. Игра получила награду конвента как «лучшая настольная игра для опытных игроков».

Granikon 23 Colonial empire

«Ой все!» Романа Дуброва
Патигейм, в котором все участники играют за девушек. Цель игры — разводить мужиков на деньги, покупать шмотки и кидать обидки на подружек.

Granikon 25 Oi vse

Игра полна иронии и хорошего юмора, а игровое поле оформлено в виде платяного шкафа. Однозначно отличный выбор для издателя. «Ой все!» приживется у молодежи, как в девичьих компаниях, так и среди бородатых мужиков, которые будут угорать над туфельками и сумочками.

Granikon 24 Oi vse
Кстати, вторая представленная на мероприятии игра Романа «Требуются сценаристы» получила награду «самая атмосферная игра» ГРАНИКОНа. Обе его игры как раз тот случай, когда оформление не только привлекает внимание, но и помогает прочувствовать игру.

Granikon 27 Trebuyutsa scenaristi

Позже я опубликую более подробные обзоры на некоторые из представленных на конвенте игр.

Granikon 32

Granikon 29

Granikon 28 Trappers

Наконец, я хочу поблагодарить организаторов, авторов, тестеров, издателей, фотографов и всех тех, кто принял участие в первом российском конвенте разработчиков настольных игр. Спасибо за дружескую атмосферу, отличную организацию и прекрасно проведенное время. Буду с нетерпением ждать следующего года и очередного ГРАНИКОНа!

Больше фотографий в паблике Бородатого блога ВКонтакте.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике ГРАНИКОН, Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.