В этом году издательство Academy Games вышло на Kickstarter со своей новой игрой «878: Vikings – Invasion of England», которую поддержало 5425 человек, собравших полмиллиона долларов. Знатоки говорили, что «Викинги» продолжают историческую серию издательства, отличающуюся простыми и понятными правилами, дополняя базовые механики новыми нюансами, обещающими насыщенный и интересный игровой процесс. При этом игру позиционировали как «варгейм для домохозяек» — идеальный выбор для новичков, открывающих для себя удивительный мир военных стратегий.
Я не поклонник варгеймов, поэтому вписываться в кампанию не стал, но игру для себя отметил как любопытную. И вот на прошедших выходных мне по счастливой случайности удалось с ней ознакомиться.
Сюжет переносит нас во времена, когда викинги терроризировали побережье Англии, разоряя дома и сжигая церкви. Игровое поле представляет собой реальную карту, разделенную на десятки графств. Но для игры имеют значения только области, отмеченные иконками городов – каждый ход там появляются новые войска англичан и для победы викингам нужно захватить любые четырнадцать из них в течение семи ходов. Все остальные области абсолютно бесполезны и никак не влияют на процесс. А учитывая, что северяне могут высадиться в любом регионе, прилегающем к морю, включая регионы с городами, для меня остается загадкой, зачем было делать так много пустых прибрежных областей. Похоже, это тот самый случай, когда историческая достоверность ставится выше здравого смысла.
Игра рассчитана на четырех участников, но противоборствующих сторон все равно две – англичане и викинги, и при игре вчетвером вы просто будете управлять общим войском по очереди. А чтобы игра выглядела многопользовательской, разработчики разделили каждую сторону на две фракции, дав каждой свою персональную колоду карт действий. Смысла в этом никакого, только прибавляется лишней возни в дуэльном формате, ведь играть придется сразу двумя колодами. Очередность хода фракций определяется случайным образом с помощью кубиков, вытягиваемых из мешка. Довольно часто случается, что одна из сторон делает два хода подряд, получая серьезное преимущество.
Колоды действия игроков состоят из двенадцати карт, разделенных почти поровну на карты передвижения и событий. Карты движения позволяют перемещать войска, а события подкидывать неожиданные сюрпризы оппоненту. За ход можно разыграть только одну карту движения и сколько угодно карт событий. Как только войска вступают на территорию противника, начинается бой.
Сражения проходят с использованием особых кубиков – обе стороны бросают по кубу за каждый свой отряд, при этом установлен лимит не более пяти кубиков на сторону. На гранях кубов есть мечи и топоры, которые наносят урон врагу, символы побега с поля боя и рога – отступления по желанию. Преимущество всегда у защитников – они применяют результаты своих бросков первыми, сокращая ряды наступающих до ответной атаки. Войска викингов более сильные, например, у берсерков на кубах нет значков трусости, но они всегда идут в бой первыми и во время первой атаки противника вы обязаны принять урон на берсерков. Зато у англичан есть возможность призывать ополчение на защиту городов – из отдельной колоды тянется карта, которая определяет сколько ополченцев пополнит ряды защитников. Ополченцы трусливы и слабы, и служат живим щитом для более сильных отрядов англичан. Так же на пятом ходу англичане получают подкрепление – небольшую армию под предводительством Альфреда Великого.
Изначально англичан мало, их армии рассредоточены по множеству графств, но они набирают силу, постоянно вербуя новые отряды в свободных от врагов городах. Войска викингов, наоборот, многочисленны, но выдаются порционно — каждый ход к берегу причаливают новые драккары северян, ревущие орды с которых устремляются вглубь материка, постепенно редея и теряя силу в затяжных боях. Тактических хитростей в игре нет, итоги сражений целиком зависят от кубов, хотя карты событий могут переломить ход войны весьма грубым образом. К примеру, одна из карт викингов позволяет уничтожить все войска англичан в одном из указанных графств.
Партия может закончиться досрочно, если одна из сторон разыграет обе своих карты перемирия. Если к этому моменту под контролем викингов находится хотя бы девять городов, победа присуждается им. Если нет – англичанам, которым обычно выгодно закончить как можно раньше. Но приход карт непредсказуем, перемирие может быть как в середине колоды, так и в самом ее конце.
Честно говоря, от военной стратегии с большим полем и десятками крохотных, но детализированных миниатюр ждешь эпичности уровня «Войны кольца» или «Twilight Imperium», а «Викинги» предлагают лишь кубометание и нелепый take that! И это самая продвинутая игра серии! Даже в «Восьмиминутной империи» больше стратегических решений. Новичкам, может, и понравится, но если бы мое первое знакомство с варгеймами началось с «878: Vikings», я бы решил что все они «что-то типа Зомбицида».
Заглавная фотография взята с сайта BoardGameGeek.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021