Где-то на краю земли потерпел крушение корабль. Вы один из счастливчиков, кому чудом удалось спастись на лодке. Бескрайнее море таит много опасностей, но еще большую угрозу представляют другие выжившие. Прежние имена и регалии больше ничего не значат, личные неприязни раскололи выживших на враждующие лагеря. Сможете ли вы преодолеть километры водной глади, сохранив человечность в этой борьбе за жизнь?
Игра «За бортом!» позволит вам на своей шкуре прочувствовать все беды и невзгоды спасшихся. В этой полукооперативной психологической игре вам придется налегать на весла, даже если вы никогда в жизни не держали в руках ничего тяжелее кружки, бороться с ветром и волнами, страдать от жажды и отстаивать свою точку зрения с кулаками.
Игра рассчитана на 4-6 участников, каждый из которых получит роль одного из шести персонажей, один предмет из колоды, а так же по одной карте друга и врага — эти карты добавят остроты во взаимоотношения выживших.
Морской болезнью никто не страдает?
На столе раскладывается «макет» лодки, состоящий из карт банок — сидячих мест судна. На носу располагается ящик с припасами — колода предметов, спасенных с тонущего короля. Возле кормы кладется колода навигации, карты которой будут определять движение лодки.
Цель игры — доплыть до земли, набрав как можно больше победных очков. Победные очки начисляются по четырем категориям:
- за выживание вашего персонажа;
- за выживание вашего друга;
- за гибель врага;
- за довезенные до берега ценные предметы — деньги, картины и украшения.
Победные очки за выживание и убийство начисляются согласно показателю здоровья персонажа — чем он выносливее, тем меньше очков дадут за его спасение и тем больше за убийство. Все эти данные указаны в карточках персонажей, запутаться невозможно. Ценность же предметов указана непосредственно на картах предметов. Причем некоторые из них приносят очки пропорционально их количеству. Например, чем больше украшений вы соберете, тем ценнее будет каждое из них. Если же лодка перевернется из-за распрей выживших, до берега не доберется никто и игра будет проиграна.
Помимо показателей здоровья и очков за выживание, все персонажи обладают какой-либо уникальной особенностью. Капитан знает цену деньгам, получая за них дополнительные очки, Черпак прекрасно плавает, Сноб и Миледи, утонченные натуры с развитым чувством вкуса, получают дополнительные очки за картины и украшения, ловкий Шкет незаметно таскает предметы у соседей по лодке. И только Боцман, на мой взгляд, оказался обделен талантами — ему нечем похвастаться кроме богатырской силы, являющейся так же показателем здоровья в этой игре.
Рассевшись в лодке согласно заданному порядку, можно начинать нелегкий путь домой.
Каждый игровой ход разбит на несколько фаз. Сначала игрок, сидящий возле носа, достает из ящика карты припасов по количеству персонажей в сознании, выбирает себе один из предметов и передает остальные сидящему за ним игроку. Следующий игрок так же забирает себе один из предметов и передает карты дальше, пока до кормы не дойдет один единственный предмет. Как правило, самый бесполезный. Полученные предметы хранятся взакрытую под лавкой шлюпки и могут быть украдены Шкетом. Но в свой ход можно экипировать один из них, выложив лицевой стороной на стол. Такие предметы уже не могут быть украдены, но, во-первых, могут выпасть за борт, а, во-вторых, привлекают излишнее внимание к персонажу. Драгоценности они, знаете ли, манят нечистых на руку.
Затем участники в том же порядке могут совершить одно из доступных действий: погрести, потребовать у другого игрока поменяться с вами местами в лодке или отдать вам предмет, открыть или воспользоваться одним из имеющихся припасов. Можно просто пропустить ход, отлынивая от работы.
С требованиями все просто — либо игрок отдает желаемое агрессору, либо начинается драка. Все остальные участники могут присоединиться к битве, выбрав одну из сторон. Каждая сторона суммирует показатели силы персонажей и их оружия, если такое имеется. Сильнейшая команда побеждает, проигравшие получают по одному красному жетону ранений. Если верх одержала сторона агрессора, он вдобавок получает требуемое. Независимо от исхода драки все ее участники так же получают синие жетоны усталости.
Гребля без весел утомительное дело, поэтому если игрок решает грести, расположите маркер усталости на его карту персонажа. Затем он тянет две карты навигации и либо сбрасывает их под низ колоды, либо оставляет, увеличивая доступные варианты движения лодки. Подвох в том, что итоговое направление движения будет выбирать персонаж, сидящий на корме. В заключительной фазе хода он выбирает одну из открытых в результате гребли карт и применяет ее эффект. Если открытых карт нет, открывается верхняя из колоды.
Каждая карта навигации это событие, которое оказывает влияние на экипаж лодки. Некоторые персонажи могут начать испытывать жажду — игрокам придется сыграть карту пресной воды или получить жетон ранения. Причем одна карта навигации может вызвать жажду трижды — за усталость от гребли, усталость от драки и просто потому, что имя вашего персонажа оказалось в списке испытывающих жажду. И чтобы напиться, придется использовать три карты воды. А это непомерная роскошь в открытом море. Тем более, что и ящик с припасами не бездонный — как только колода подойдет к концу пополнения не ждите.
Помимо жажды, карты навигации грозят падением экипажа за борт. Выпавший персонаж теряет все экипированные предметы и получает жетон ранения. Исключение составляет только Черпак, которому любая волна нипочем.
Но беды скитаний будут ненапрасны, если экипаж увидит чайку. Птицы не летают над открытым морем, значит берег где-то близко! И как только мореплаватели откроют четвертую карту навигации с птицей, лодка упрется носом в песок. А счастливые выжившие начнут хвастаться сбереженными припасами, подводя подсчет очков.
Никто не знает, какие кошмары скрываются за ровной морской гладью
По большому счету это все правила. Я расписал их довольно пространно, на деле же они очень просты и логичны. Партия в «За бортом!» займет около 40 минут при полном составе. Эта игра нравится мне своей лаконичностью и условной свободой действий. В зависимости от соседей по столу, лодка может достичь берега за несколько ходов или же потонуть в морской пучине, перевернувшись в результате склок экипажа. В нее здорово играть, когда у игроков спортивный настрой и они готовы бороться за победу. Тайные союзы, попытки скинуть злейших врагов за борт, измученные жаждой и израненные лица выживших. Герои теряют сознание от ранений, а их припасы нещадно разграбляются мародерами. В хорошей компании я переживаю эти события, как сюжет киноленты. Настоящее суровое выживание.
Оформление игры способствует этому восприятию: яркие цвета приглушены, рисунки достаточно мрачные. Особенно мне нравятся карты врагов, выполненные в виде порванных фотокарточек. Но, чтобы окончательно не вогнать игроков в тоску, все это подается в комическом стиле с неунывающим вечно пьяным (и, возможно, не одаренным интеллектом) боцманом. В общем, достаточно мрачно, но без перегибов.
Чего, кстати, не скажешь о дополнении, которое позволяет добавить в игру двух новых персонажей — доктора Хартера и мадам Вонг. Доктор крайне эксцентричная личность, он умело использует аптечки и не чурается людоедства. Да-да, дополнение включает новую карту предмета, которая позволяет всему экипажу позавтракать товарищем по несчастью. А бравая мадам Вонг большая любительница выпить и может очаровать любого, распив с ним флягу воды — как обычной, так и огненной. Алкоголь — еще один новый предмет дополнения, позволяющий увеличить силу персонажа на три после применения. С этим дополнением игра окончательно перенесет вас в суровый мир выживания, полный боли и страданий. Категорически рекомендую всем любителям гримдарка.
Еще одно дополнение — «Погода» добавляет в игру карты погоды, которые по очереди передаются игроками от носа к корме, каждый ход меняя правила. Погода поднимает ценность всех мест в лодке, кроме последнего. Так как, зная погоду, игрокам будет легче принимать решения. Ведь если будет дождь, можно не заботиться о воде, а если настанет штиль — не будет смысла драться за компас. В целом это дополнение не привносит кардинальных изменений в процесс, но помогает участникам совершать более обдуманные поступки.
В качестве недостатков игры хочется упомянуть не самую лучшую реализацию схемы «друг-враг». Персонаж-психопат, который сам себе и друг, и враг, в любом случае недополучит очки за одну из этих целей. Еще мне не очень нравится слишком прямая система боев с подсчетом сил. Ну хоть бы кубик к результату сражения для азарта добавили. Несмотря на все это, «За бортом!» весьма добротный и увлекательный патигейм.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021