Король Тритус, владыка Кингсбурга, щедро жалует своих вассалов наделами в недавно завоеванных землях. Несколько славных родов отправляются покорять новые территории, возводя замки и ведя борьбу не только с суровым климатом, но и полчищами врагов. Игра стоит свеч, ведь по итогам пяти долгих лет наиболее талантливый наместник заслужит почестей короля, прославив свой род в веках!
Кингсбург это градостроительная игра для двух-пяти игроков с лимитом ходов, на протяжении которых вам предстоит зарабатывать победные очки, чтобы обогнать конкурентов. Каждый игровой год делится на восемь фаз, четыре из которых соответствуют временам года, а еще четыре являются промежуточными. Весной, летом и осенью происходит сбор урожая, а зимой к границам подступает враг.
Перед игрой каждый из участников получает планшет со списком построек, жетоны, которыми отмечается их возведение, и три кубика своего цвета. На модульном игровом поле размещаются маркеры силы армии, очередности хода и победных очков, а так же фишки, отмечающие игровые года и фазы. Там же размещаются цветные кубики трех видов ресурсов: дерева, камня и золота, и жетоны *+2*.
Время бросать кубики. Снова.
Основные игровые действия происходят в фазы сбора урожая. Все игроки бросают свои кубики, после чего меняется очередность хода: игрок с наименьшей суммой значений становится первым, остальные места раздаются по возрастанию результатов.
Далее, начиная с первого игрока, участники пытаются оказать влияние на королевских советников. Всего советников 18, все они пронумерованы соответствующим значением и каждый из них дает определенные бонусы. Чтобы заручиться поддержкой одного из них, игрок должен разместить один или несколько кубиков на его портрете в центральной области игрового поля так, чтобы значение (или сумма значений) строго было равно порядковому номеру советника. Например, если вы хотите выбрать №5 — сержанта, вы должны потратить один кубик со значением 5 или два-три кубика с такой же суммой значений (2+3 или 2+2+1). После того, как первый игрок сделал ставку, право хода передается следующему за ним игроку. Можно делать ставки на нескольких советников, но только после того, как остальные игроки сделают свою первую ставку. Так же нужно помнить, что каждого советника в течении одной фазы может выбрать только один игрок.
Когда все ставки сделаны, игроки забирают свои кубики и получают предоставляемые советниками бонусы: ресурсы, победные очки, солдат, увеличивающих силу армии на 1 год, жетоны *+2*, позволяющие единоразово добавить +2 к броску кубика, или возможность посмотреть верхнюю карту из колоды врагов, чтобы узнать, кто будет осаждать вашу крепость ближайшей зимой. Затем игроки могут возвести по одной постройке в своих владениях, выплатив ее стоимость. Постройка зданий в каждом ряду происходит последовательно, слева направо, но игроки вправе строить здания в нескольких рядах. Все постройки приносят победные очки и обладают различными свойствами.
Собственно, эта фаза отображает основной игровой процесс и аналогичные действия будут повторятся во 2й, 4й и 6ой фазах, то есть весной, летом и осенью каждого игрового года: бросаем кубики, делаем ставки на советников, получаем бонусы и строим здания.
В промежуточных фазах отстающему игроку дается шанс догнать лидеров. В зависимости от фазы он получает или дополнительный кубик на одну фазу урожая или фишку королевского посланника, позволяющую в следующем сезоне либо сделать ставку на уже занятого советника, либо возвести два здания вместо одного.
Winter is coming
Перед набегом противника всем игрокам предоставляется возможность пополнить армию новобранцами. Каждый отряд стоит две единицы любого ресурса и увеличивает силу армии на 1. Нанять можно столько солдат, на сколько хватит ресурсов.
И, наконец, наступает последняя, восьмая, фаза — зима. С верха колоды врагов снимается карта и к замкам игроков устремляется армия вторжения. Враги обладают четырьмя параметрами: классом, силой, наградой и штрафом, начисляемыми при победе или поражении. Первый игрок бросает кубик поддержки, который определит сколько воинов король пошлет каждому вассалу. Выпавшее значение суммируется с силой войск игроков. К этой сумме добавляется боевой бонус от некоторых зданий, если таковые построены.
Если итоговая сила армии игрока больше, чем сила противника, враг разбит, и победитель получает награду. При равенстве силы происходит ничья — враг отступил, вы ничего не получаете, но и не теряете. А если сила игрока меньше силы врага, игрок несет потери. Награды всегда небольшие, а вот потери вполне серьезные: это могут быть победные очки, ресурсы и даже постройки. Причем первыми уничтожаются самые дорогие и роскошные здания.
Так заканчивается игровой год.
Все вышеописанное повторяется еще четыре раза с той лишь разницей, что сила врагов с каждым годом растет. Всего в колоде 25 карт врагов, которые разделены по сложности на 5 лет. То есть по 5 разных врагов на каждый год. Диапазон силы противников указан на рубашке карты, поэтому игроки всегда примерно представляют, что их ждет.
Построй империю!
Российское издание от Hobbyworld так же включает в себя дополнение «Построй империю» (To forge a realm), которое исправляет основные недостатки игры, такие как небольшой выбор построек в замке, общую монотонность процесса и непредсказуемость результата броска кубика подкреплений. Вместо этого в игру вводятся жетоны солдат, пронумерованные силой от 0 до 4. Перед каждым сражением игрок должен использовать один из жетонов, прибавив его значение к своей силе войск. Таким образом, случайность броска заменяется стратегическим расчетом, что позволяет гораздо лучше планировать свое развитие.
Без косяков в локализации, правда, не обошлось — на расширенных планшетах дополнения допущено две ошибки. Лесопилка и каменоломня приносят по два золота за переработанный ресурс, а не по три. Причем, в правилах дополнения описание этих построек дано верно. А гильдия зодчих дает дополнительные победные очки за каждое здание, возведенное после нее. Еще одной притчей во языцех стала постройка грифонятня, в оригинале называвшаяся griffin ranch или ранчо грифонов.
Итоги
По большому счету, игровой процесс полностью строится на бросках кубиков, а взаимодействие между игроками минимально, и каждый раскладывает свой собственный «пасьянс». Повлиять на случайность бросков можно лишь с помощью жетонов *+2*, либо построив некоторые здания. Например, статуя позволяет перебросить один кубик, если на всех из них выпало одинаковое значение, а часовня разрешает переброс, если сумма значений меньше семи. Жаль, что итоговый результат может быть хуже начального. Зато «Кинсбург» решает одну из главных проблем многих настолок, поддерживая отстающих и предоставляя им возможность вырваться в лидеры, что хорошо сказывается на динамике игры.
«Кингсбург» напомнил мне компьютерные tower defence: большую часть времени мы строим «башенки», чтобы защититься от волн наступающих врагов. Но, как ни странно, в настольном варианте этот жанр выглядит свежо и оригинально. Прекрасное оформление, вечная нехватка ресурсов и интрига борьбы за поддержку советников делают игру захватывающей и атмосферной. В целом, «Кингсбург» оставляет хорошее впечатление, и я бы порекомендовал ее как несложную, но атмосферную игру, подходящую как для партий с друзьями, так и с семьей.
- Исправления карт для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 01.06.2024
- Табу-лист 2022 на русском языке для Ужас Аркхэма. Карточная игра - 09.09.2022
- Закрытие блога: анонс последних статей и прощание - 12.05.2021