Фактум

Незадолго до ГРАНИКОНа со мной связалась команда разработчиков, предложив сделать обзор на их игру «Фактум». От подобных предложений я отказываюсь редко – только если по игре заранее видно, что она мне не понравится, и мне будет жаль потерянного на нее времени. То, что это еще одна игра на тему ассоциаций меня почти не смутило. Интересно же узнать, чем «Фактум» отличается от не нуждающихся в представлении «Диксита» и «Имаджинариума».

Итак, перед вами игра «Фактум» — командный патигейм для 6-12 участников старше десяти лет. Суть игры неизменна для жанра – по картинкам на карточках отгадать загаданную ведущим ассоциацию, в роли которой здесь выступает история из жизни. То есть вместо слова или фразы ведущий рассказывает некую историю, подбирая под нее рисунок.

История начинается

По правилам все участники делятся на две команды, которые по очереди рассказывают друг другу истории, загадывая связанную с ней картинку. Естественно, историю рассказывает один человек из команды – остальные просто подкидывают подходящие под нее карты, запутывая оппонентов. Если в команде меньше шести участников, дополнительные карты случайным образом докладываются из колоды так, чтобы на столе всегда было не менее пяти карт. Игра идет до пяти побед, хотя никто, конечно, не запрещает изменить это условие.

В правилах так же упоминается карта-джокер, которая позволяет игрокам загадывающей команды принять участие в разгадывании карты ведущего. Но никаких пометок о том, как выглядит этот джокер, в правилах нет. А просмотрев все 120 игровых карточек, очень легко его не заметить.

Как видите, основных отличий от конкурентов у «Фактума» два:
• это командная игра
• в качестве ассоциации выступает история из жизни

Насколько это критично? На мой взгляд, разница не принципиальна. Истории уже были в «Имаджинариуме» на особых полях, а поделиться на команды можно практически в любой подобной игре. В целях эксперимента было решено сыграть партию в «Диксит» по правилам «Фактума» и партию в «Фактум» по правилам «Диксита». Короче говоря, поменяться карточками из этих игр. Никаких трудностей при этом не возникло. Нормально играется и так, и так.

Просто сочинять истории вместо коротких ассоциаций несколько другая задача, которая может показаться более сложной для людей, не наделенных богатым воображением. Плюс истории из жизни помогают участникам лучше понять друг друга. В общем, разница скорее в метафизике. Правила на это и намекают, говоря, что «Фактум» создан для приятного времяпрепровождения, возможности познакомиться с новой компанией, а не для гонки за победными очками. То же самое, конечно, можно сказать и про «Диксит». Но авторы «Фактума» выносят это утверждение на первый план, сделав ставку на сплочение участников. И вроде как это и не настольная игра уже, а что-то другое. Если у кого-то при чтении этих строк возникла скептическая ухмылка – что ж, вполне оправдано.

Не бывает скучных историй. Бывают истории скучно рассказанные

Перейдем к исполнению. Коробка с игрой среднего размера, глянцевая, твердая. Внутри вас ждет картонный органайзер. Правила сделаны в виде буклета-раскладушки, ни поля, ни жетонов, ни фишек в игре нет. Только карты, только хардкор! Зато им здесь уделено максимум внимания. Во-первых, они нестандартного размера, заметно крупнее и без того немаленьких «Дикситовских». По отдельности их можно принять за открытки. Во-вторых, они глянцевые. С одной стороны это хорошо – можно обойтись без протекторов и не боятся, что случайная влага испортит игру. Но есть и недостаток – карты липнут друг к другу, их тяжело перемешивать.

Хотелось бы сказать несколько слов и про оформление. Все иллюстрации для игры сделаны одной художницей. Некоторые из них выглядят весьма презентабельно, а некоторые навевают воспоминания о фотожабах из 90’ых – яркие цвета, отсутствие теней, неестественные формы. Из-за чего складывается двоякое впечатление.

Если рассматривать «Фактум» без оглядок на индустрию, то это неплохая компанейская игра, которая может понравиться неискушенным игрокам. Только вот что делать с чувством дежа вю, возникающим при виде «Дикситов» и «Имаджинариумов», которые есть в арсенале почти любого анти-кафе?

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Простая игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.