Где твой мундир, генерал? Обзор игры Crystal Clans

Коробка с игрой Crystal ClansВ далекой сказочной стране идет нескончаемая война за магические кристаллы, дарующие невероятное могущество. Великие кланы сходятся на полях сражений, стремясь захватить волшебные месторождения. Но пока никому не удавалось удержать их надолго — победителя сразу же оттесняют свежеприбывшие войска другого клана, а нового лидера обязательно сместит следующий претендент. Но это не повод бросать оружие. Набирайте рекрутов, укрепляйте позиции, готовьтесь к маневрам!

Несмотря на свое веселое мультяшно-фэнтезийное оформление, игра «Crystal Clans» позволит вам почувствовать себя настоящим военачальником, от чьих решений зависит исход боя. Чтобы одержать верх в напряженном противостоянии вам предстоит по максимуму использовать тактические преимущества и способности своих солдат.

Поколение огня, поколение воды

Когда я впервые увидел анонс «Crystal Clans» на сайте издательства Plaid Hat Games, я не придал ему особого внимания, решив что это очередная дуэльная карточная игра с регулярным выпуском новых карт, в духе «Ashes: Rise of the Phoenixborn». Сами посудите: базовая коробка выпущена сразу с учетом последующих обновлений, в правилах заявлен декбилдинг, а игровое поле напоминает классический игровой мат с четко очерченными зонами колоды и сброса. Но при первом же знакомстве с «Crystal Clans» понимаешь, что перед тобой не ККИ, а военная стратегия с асимметричными сторонами, разными родами войск и ограниченными ресурсами.

Компоненты игры Crystal ClansИгровое поле поделено на крупные прямогуольные области, по которым предстоит передвигаться карточным войскам. Три области занимают месторождения магических кристаллов — ключевых точек, за которые будут вестись наиболее жаркие бои. На противоположных сторонах карты находятся замки игроков, производящие новые отряды. Если войска доходят до вражеского замка, они могут атаковать его, заставляя противника сбрасывать карты из колоды. Боковые секции поля предназначены для карт памяток и кристаллов.

Игровое полеДля победы в игре необходимо получить четыре карты кристаллов, которые выдаются за одновременный контроль двух из трех месторождений и за истощение колоды соперника. Но кристаллы это не просто победные очки, а еще и мощные артефакты, способные переломить ход войны. Каждый раз, когда вы зарабатываете кристалл, вы берете его из открытого пула, получая либо небольшой пассивный бонус, либо сильный единоразовый эффект. А чтобы лидер не становился еще сильнее, каждый взятый кристалл дает фору сопернику.

Кристаллы и шкала инициативыИ тут мы подошли к самому интересному элементу игры — шкале инициативы. В «Crystal Clans» нет четкой структуры ходов. Вместо этого каждое действие стоит некоторое количество игрового времени, отмечаемого на треке небольшим синим кристаллом. Как только он уходит на половину оппонента, ход переходит к нему. Инициатива это основной ресурс игры — вы теряете ее строя и перемещая войска, добирая карты в руку и получая кристаллы. Благодаря этой механике игра очень напоминает компьютерную стратегию в реальном времени: пока вы тратите время на строительство новых отрядов, враг стягивает войска к контрольным точкам. Поэтому приходится активно действовать, используя сильные стороны своих солдат.

Юниты обладают особыми умениями, описанными текстом, ценой призыва и тремя основными показателями: силой атаки, защитой и  своеобразным показателем скорости — стоимостью активации. С атакой и защитой все понятно, каждая единица атаки отнимает одну защиту, а когда щиты заканчиваются, воин погибает. Стоимость же активации показывает сколько инициативы вы должны потратить, чтобы переместить воина на соседнюю клетку.

Игра в процессеВойска так же можно объединять в отряды, включающие до трех юнитов. Их боевые показатели суммируются, но активной остается только особая способность верхней карты. Логично, что при этом армия движется со скоростью самого медленного бойца.

Чтобы бои были более непредсказуемыми, сражениях строятся по принципу «камень, ножницы, бумага» — каждая сторона разыграет одну карту с руки (или с верха колоды, если в руке ничего нет), затем они одновременно вскрываются, сравниваются, и войска получают какой-либо бонус. Такая боевая система кажется дикой и морально устаревшей, но по факту угадывание чужой карты в большинстве случаев не критично — спасибо хоть на этом.

Все разные, но равные

В состав базовой коробки входит шесть кланов, еще почти столько же вышло в дополнениях — по одному клану в наборе. Все кланы очень разные, но хорошо сбалансированные. Клан Черепа может призывать нежить из стопки сброса — скелеты хоть и хрупкие, но отличные бойцы. Клан Метеора полагается на тяжеловооруженных рыцарей, разные виды которых отлично дополняют друг друга. А клан Цветов обладает мощной и маневренной летающей кавалерией. С дополнениями так же появляется возможность объединять отряды разных кланов, составляя собственные уникальные колоды.

Шесть колод базовых клановЗависимости от захода карт здесь минимум — все колоды состоят из нескольких типов повторяющихся юнитов и трех героев, которые обычно значительно сильнее, но и намного дороже. Поэтому тактические решения превалируют. Главное не забывать, что победы можно добиться не только контролем точек, но и нападением на вражескую крепость с последующим истощением колоды противника.

Войска клана МетеораВ целом, «Crystal Clans» получилась неплохой игрой с интересными идеями. На моей памяти это первая настольная игра, которая действительно вызвала у меня ассоциации с компьютерной стратегией в реальном времени. Но глядя на мультяшное оформление никогда не подумаешь, что это сухая военно-тактическая игра. Да, у нее низкий порог вхождения и интуитивно понятные правила. Но отсутствие хоть какого-то сюжета, дуэльный формат и ориентированность на турниры сразу же переводят ее в разряд нишевых игр. Поэтому на локализацию рассчитывать не приходится. С другой стороны, текста в игре минимум и он очень простой, разобраться будет не сложно.

Однако, смущает меня другое. Каждый раз, раскладывая «Crystal Clans» мне кажется, что игре чего-то не хватает — более адекватной боевки, интерактивных способностей бойцов, каких-то дополнительных возможностей. Похоже, что разработчики так и не определились со своей аудиторией, решив сделать игру максимально простой и доступной, но при этом зачем-то загнав ее в рамки дуэльных турнирных игр.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Дуэльная игра, Обзор, Прямой конфликт, Стратегия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.