Colt express

1899 год, Америка, штат Нью-Мексико. Воздух дрожит от жары. Пустынный пейзаж украшают только кактусы, да горы на горизонте. По железке мчится экспресс компании «Юнион Пасифик», перевозящий 47 пассажиров и недельное жалование работников угольной компании, хранящееся в переносном сейфе под неусыпным контролем маршала Сэмюэла Форда. Обычная, казалось бы, поездка. Рутина. Но судьба распорядилась иначе – стоило поезду отойти на порядочное расстояние от города, как по крышам вагонов застучали сапоги. А минутой позже к шуму локомотива добавились звуки стрельбы.

Маршал утер покрытый испариной лоб и вытащил из кобуры верный кольт. Похоже, сегодня для тебя найдется работенка, — мрачно промолвил он, проверяя револьвер. Главное сейчас – безопасность пассажиров. Надеюсь, ребята из угольной застраховали свой чемоданчик.

Так начинается сюжет настольной игры «Colt express», в которой участникам предстоит выступить в роли отчаянных грабителей, напавших на поезд. Перебегайте по вагонам, хватайте кошельки и драгоценности, прячьтесь от правосудия и стреляйте в конкурентов – история запомнит только самого прославившегося грабителя!

Спагетти-вестерн

«Colt express» — лауреат многочисленных премий, главная из которых, пожалуй, Spiel des Jahres 2015 (игра года). Это простая, веселая и очень красивая игра на программирование действий, принять участие в которой могут от двух до шести человек. Игровое поле представляет собой трехмерную модель поезда из картона, фишки грабителей и маршала выполнены из дерева, а все основные действия отыгрываются колодой карт.

Безусловно, повышенный интерес к этой игре вызван ее оформлением – объемные вагончики потрясающе смотрятся на столе и привлекают внимание. Но трехмерный состав не просто красивая декорация. Грабители могут перемещаться как внутри поезда, так и выбираться на его крышу, передвигаясь от вагона к вагону намного быстрее, ведь им не придется расталкивать пассажиров. Конечно, можно было бы напечатать поезд на бумаге в изометрической проекции (и такой вариант уже даже есть), но тогда игра потеряла бы часть своего шарма.

Игра длится ровно пять раундов, на протяжении которых игровой поезд проходит свой маршрут, который задается колодой карт. Перед началом игры случайно отбираются четыре карты участков пути и одна конечная станция, которая подкладывается под низ получившейся стопки. Каждая карточка задает число ходов, разыгрываемых в этом раунде и особые условия. Например, поезд может проходить через туннель или пассажиры решаться оказать сопротивление грабителям.

Задача игроков – набрать как можно больше денег. Жетоны кошельков случайной стоимости от 250 до 500$ и драгоценных камней ценой в 500$ разбросаны по всему поезду, а в локомотиве под охраной маршала располагается чемоданчик с тысячью долларов. Еще 1000$ получит игрок или игроки, расстрелявшие больше всего пуль.

Как проходит игра? Каждый участник получает мипла одного из грабителей и колоды карт действий и пуль того же цвета. Все преступники начинают партию в одном из двух последних вагонов состава и, начиная с первого игрока, делают по одному ходу.

Набор действий у всех одинаков:

  • Движение по вертикали. Бандит либо спускается в вагон, либо понимается на крышу.
  • Движение по горизонтали. Если грабитель находится внутри вагона, он может перейти в соседний – вперед или назад. Если же грабитель на крыше, он может продвинуться на дистанцию от 1 до 3 вагонов.
  • Выстрел. Выстрелить можно только по горизонтали и только в преступника, находящегося на расстоянии от вас: либо в соседнем вагоне, либо на крыше одного из вагонов. При стрельбе с крыши расстояние до цели значения не имеет, но стрелять можно только в ближайшего к вам бандита. После выстрела одна из карт пуль должна быть замешана в колоду подстреленного бандита. Если же цель сбежала, выстрела не происходит и пуля остается в барабане.
  • Удар. Мощным ударом можно отправить противника в нокаут, отбросив его в соседний вагон или на соседнюю крышу. При этом преступник теряет один жетон добычи, который немедленно падает вам под ноги.
  • Перемещение маршала. Карта маршала позволяет подозвать служителя порядка, передвинув его фишку в соседний вагон – вперед или назад. Когда маршал оказывается в одном вагоне с преступниками, все они получают по карте пули (ранения) и немедленно убегают на крышу.
  • Ограбление. Разыграв эту карту, можно поднять один из предметов, лежащих в вашем вагоне или на крыше.

При этом все бандиты обладают уникальными способностями: непредсказуемый Призрак разыгрывает первую карту в раунде взакрытую, индианка Шайен ловко подхватывает налету кошельки, выбитые у конкурентов, а темнокожий Джанго мощным выстрелом дробовика отбрасывает врагов в соседний вагон.

Постой паровоз, не стучите колеса

Собственно, вся игра сводится к тому, что каждый раунд персональные колоды действий перемешиваются и игроки набирают из них по шесть карт.

В свой ход можно либо разыграть карту действия в общую стопку, либо добрать три карты из своей колоды. Поначалу добор кажется малоэффективным действием, так как на руках у вас будет шесть из десяти карт действия. Но по мере того, как вас будут нашпиговывать свинцом, на руку все чаще будут приходить карты пуль, которые просто замусоривают руку – разыграть их нельзя! Тут то и пригодится добор. По сути это классический внутриигровой декбилдинг, как в «Звездных империях» или «Доминионе», только значительно упрощенный.

После того, как все сделали заданное число ходов, общая стопка переворачивается, и игроки начинают отыгрывать запланированные действия. И вот тут то и возникает неразбериха, потому что кто-то пропустил ход, добирая карты, кто-то был отброшен в соседний вагон, а кто-то сбежал на крышу, получив пулю от маршала.

А ведь есть еще туннели, которые диктуют разыгрывать карты действий взакрытую, и другие события. Последовательная и логичная цепочка рушится — бандиты стреляют в пустоту и пытаются поднять с пола кошельки, которые стащили ходом раньше. В этом и есть фан и прелесть этой игры.

Конечно, когда в игре участвует три-четыре игрока, запомнить их ходы и спрогнозировать возможные изменения совсем нетрудно. Но когда игроков пять или шесть, игра превращается в настоящий хаос. Кому-то это не нравится, мне же, наоборот, интересен только такой формат игры. При игре в полном составе «Colt express» становится легкой и юморной игрой, своеобразным гиковским патигеймом. И именно этих эмоций я от него и жду.

Многие игроки говорят о дисбалансе персонажей, и он действительно есть, хотя в разных компаниях читерскими считают кто Джанго, кто Белль. Я даже слышал вариант, что самая лучшая способность у Шайен. Честно скажу, я не придаю этому внимания. Слишком уж высоко в «Colt express» влияние случайности, да и не та это игра, в которой главное победа.

Говоря о качестве компонентов, хочется отметить простоту сборки поезда – все детали идеально подогнаны, наличие органайзера, позволяющего хранить состав в коробке в собранном виде, и тисненые под лен карты.

К игре уже вышло дополнение «horses & stagecoach», добавляющее в игру фишки лошадей, картонную модель дилижанса и возможность захвата заложников, дающих как бонусы, так и штрафы. В ближайшие планах компании выпуск еще двух дополнений, одно из которых позволит играть за маршала, а другое добавит в игру индейцев.

В общем, «Кольт экспресс» это отличная игра для большой компании. Яркая, интуитивно понятная и не слишком сложная. За нее можно посадить и совсем новичков, и гиков. Дети тоже по достоинству оценят ковбойские перестрелки.

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Обзор, Простая игра, Семейная игра с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.