Настольный топ 2016-го года. Вручаем игровые премии!

По традиции в конце года различные интернет-издания отмечают некие знаковые моменты, произошедшие в этом году. Я тоже решил подвести итоги года, отметив самые выдающиеся настольные игры. Но в каком формате это удобнее всего сделать? Разделить игры по жанрам или уровню сложности, вывесив скучный список лучших евро, кооперативов, филлеров и т.д.? Слишком банально. Тем более, что не все жанры мне интересны. А выбирать лучшее что-то, будучи знакомым с одной или двумя играми этой категории, просто не объективно.

Поэтому я решил пойти другим путем, определив несколько номинаций, оценивающих игры по субъективным впечатлениям и эмоциям которые они вызывают. Пришла пора вручить наши настольные «оскары»!

1. Самая ожидаемая игра года

Изданная в этом году игра, выхода которой вы так ждали. Главное, чтобы хайп вокруг нее не оказался напрасным.

Честно говоря, я довольно скептически отношусь к игровым новинкам, но когда анонсировали издание «Scythe», я вместе со всеми побежал на Kickstarter. Это первый проект, который я там поддержал. Он же пока и единственный. Шикарные иллюстрации Якуба Розальски, клюквенная тема, гигантские боевые мехи, гибридный движок, разбавляющий классическое евро с перекладыванием фишек войной — дайте две!

Мои ожидания оправдались. Игра получилась достойной, что подтверждает количество сыгранных партий и заказанное дополнение. Единственный отрицательный момент, который я могу отметить, это ее излишняя детерминированность. Получив на старте планшет, ты уже можешь спланировать свое оптимальное развитие, как это обычно бывает в классических евро-играх. Шаг влево, шаг вправо – и партия проиграна. Война, конечно, бодрит, внося свои правки в движение по проторенному пути, но в глубине души хотелось бы больше свободы в развитии.

Кстати, сейчас «Crowd Games» собирают средства на локализацию этой игры. «Scythe» должна появиться на полках магазинов России в марте 2017 года.

2. Хит года

Одна или несколько самых популярных у вас игр в этом году. Именно в них вы отыграли больше всего партий. Включать ли в расчет ККИ, филлеры и патигеймы – решать только вам.

Я не веду учет партий, которые я отыграл на смартфоне или PC, и если отбросить дуэльные карточные игры, то мою тройку лидеров уверенно займут «Codenames», «Hanabi», новая «Эволюция» и «Scythe», в которые у меня сыграно одинаковое число партий.

Следом за ними с небольшим отставанием идет «Мертвый сезон», «Hyperborea» и простенький филлер «На корм рыбам!», который появился у меня совсем недавно, но пошел на ура. Ни одна из этих игр мне пока не наскучила и если бы не отпуска, больничные и обещанные горящие обзоры, я бы наиграл в них намного больше партий. Рекомендую!

3. Тёмная лошадка года

Игра 2016-го года, которая взялась из ниоткуда и тут же покорила ваше сердце.

Однозначно эта премия достается игре «Terraforming Mars», выпущенной небольшой шведской компанией и взбудоражившей умы гиков всего мира. Я узнал о ней только благодаря выставке в Эссене и восторженным отзывам игроков, которым довелось ее там попробовать. Отличная тема, оригинальные идеи, хороший баланс и, главное, что все используемые в игре технологии покорения Марса имеют реальное научное обоснование.

Очень здорово, что «Лавка игр» так оперативно договорилась о локализации этой игры. Сбор средств на ее издание идет полным ходом! Надеюсь, заминок с печатью и доставкой не возникнет, и в апреле на Марс успешно высадятся тысячи настольных астронавтов, готовых покорять эту суровую планету.

4. И хочется, и колется

Изданная в этом году игра, в которую вы бы с удовольствием сыграли, но по каким-то причинам не спешите приобретать себе в коллекцию.

Награда вручается игре «Mare Nostrum: Empires». Это переработанный ремейк стратегии начала двухтысячных годов про сражения древних цивилизаций, рассчитанный на пять игроков, и увидевший свет благодаря Kickstarter’у. Огромное поле, гора компонентов, предчувствие эпичных баталий. Я бы с радостью ее попробовал, но себе брать точно не буду. Потому что знаю наверняка, что найти компанию, готовую провести несколько часов передвигая свои игрушечные войска по карте, будет довольно проблематично.

5. Открытие года

Игра, которую вы открыли для себя только в этом году. И почему эта настолка не попадалась вам на глаза раньше?

Моим открытием года стал «Андор». Раньше я проходил мимо этой игры, ожидая от нее банальных кубикометательных бродилок в духе «Talisman», «Runebound» и прочих. Вдобавок я периодически слышал о ней комментарии в духе «я ждал от игры приключений, а она оказалась головоломкой!». На самом деле справедливыми оказались оба мнения.

Дело в том, что все сценарии к игре четко запрограммированы – в определенный момент происходят определенные события, монстры появляются в строго отведенных для них местах и следуют заданным траекториям. То есть все просчитывается от и до. Некоторый элемент случайности, конечно, есть, но он очень незначителен. Классы героев тоже не блещут разнообразием и отличаются, по сути, только количеством бросаемых в бою кубов и некоторыми особенностями. Например, воин и гном бросают сразу всю горсть, выбирая из них кубик с лучшим результатом. Лучник же бросает кубики по одному до тех пор, пока на них не выпадет желаемый результат, либо пока не кончится их запас. В любом случае окончательным считается последний бросок. Магу дается всего один куб, но он может волшебным образом перевернуть его обратной стороной. То есть, если выпало 1, после переворота результат будет 6.

И, вы знаете, на удивление, игра мне понравилась. Не могу сказать, что я от нее в диком восторге, но дух приключений в ней все-таки есть. И даже тот факт, что за все отвечают прописанные скрипты идет игре только на пользу, потому что сюжет развивается так, как и задумано, постепенно открывая новых персонажей и локации. А шикарные иллюстрации и фигурки монстров помогают насладиться процессом, вызывая ностальгические воспоминания о компьютерных ролевых играх.

Отличный вариант для ненапряжного отдыха с погружением в сказку!

6. Лучшая игра российского автора

Вышедшая в этом году настолка, которая делает честь отечественному игропрому. Пусть весь мир знает, что и у нас есть отличные геймдизайнеры!

Этот год был полон релизов от отечественных авторов — то ли экономическая ситуация поспособствовала, то ли ГРАНИКОН и общее развитие индустрии настольных игр в России, то ли и то, и другое. К сожалению, большинству этих новинок далеко от современных стандартов настольных игр. У нас выпускают либо лишенные оригинальных идей филлеры, потому что в них минимум компонентов и которые «и так продадутся», либо семейные настольные игры, которые порой блистают отличными задумками, но не отличаются проработанностью. Иногда просто волосы на голове встают дыбом, когда видишь с чем независимые авторы выходят на Boomstarter. Грамматические ошибки, ужасная верстка правил, дизайн как будто из 90-ых. Хочется верить, что когда-нибудь наше игровое сообщество, наконец, созреет, станет более избирательным и требовательным, а разработчики и издатели будут учиться на своих ошибках.

Тем не менее, некоторые игры все же внушают надежду на фоне этой кажущейся непроглядной тьмы. Одна из них – «Стальная арена» Юрия Ямщикова, выпущенная издательством «GaGaGames». Мне хочется отметить именно эту игру по нескольким причинам. Она использует оригинальную механику, у нее достойное исполнение и приемлемая цена. И хотя мне бы хотелось, чтобы в ней было больше атмосферы и экшена – продуманного сюжета, описания вооружения, миниатюрок роботов, красочного игрового поля и тому подобного, я понимаю, что в этом году она лучшая.

7. Разочарование года

Настольная игра, которая разочаровала вас в этом году.

Лично для меня разочарованием года стал «Мор. Утопия». Не могу сказать, что я с замиранием сердца ждал ее выхода, но шума вокруг этой игры было много – ее дважды представляли на «Игроконе», активно обсуждали в интернете. А на выходе получилась игра, отставшая от индустрии лет на тридцать – впервые механика скрытого передвижения была применена в игре «Скотланд-Ярд» в 1983 году. К сожалению, «Мор» не далеко от нее ушел.

Разработчики сделали ставку на сюжет и атмосферу, но игровой процесс не передает и толики происходящих в игровом мире событий. Витиеватые обрывки цитат незнакомых персонажей, украшающие карточки рецептов и приближенных, и главные герои, лишенные индивидуальных черт, не вызывают переживаний. Вот и получается, что кроме чувства недоумения на что ушли годы разработки от «Мора» не остается никаких воспоминаний. Оригинальная механика, интересные игровые решения, глубокий сюжет? Не, не слышали.

8. Достижение года

Что-то связанное с настольными играми, чего вы достигли за год. Прошли все сценарии «Андора» или первый сезон «Пандемии. Наследие», победили на турнире, выкрасили армию миниатюр, пополнили коллекцию юбилейной сотой коробкой или приобрели редкую игру, за которой долго гонялись.

Своим достижением я считаю получение чемпионского ковра на турнире по карточной «Игре Престолов». Надеюсь, что это не последний мой крупный приз, и игра будет радовать меня еще долго. Во всяком случае, сейчас это одна из самых востребованных у меня игр.

А как бы распределили премии вы?

Сергей Афанасьев

Об авторе Сергей Афанасьев

Основатель Бородатого блога. Увлекаюсь настольными играми с 2010 года. Предпочитаю стратегии, кооперативные и карточные игры. В играх ценю вариативность, разные способы достижения цели, оригинальность и художественное исполнение.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.